Как правильно ставить ударение в слове «одновременно»

Ударение в слове

Как правильно ставить ударение в слове «одновременно»

В русском языке есть сотни слов, при произношении которых мы спотыкаемся, т.к. не всегда знаем точно, на какой слог ставить ударение.

Это создает неимоверные трудности при общении, ведь в современном мире неправильное произношение является признаком неграмотности и невежества.

Одним из таких слов-загадок, ставящих нас в тупик, является слово «одновременно», которое употребляется в двух вариантах:

  • «ОдновремЕнно» или «одноврЕменно»: как правильно?
  • Что говорят справочные пособия?
  • Словари для «сложных случаев»
  • И все-таки?
  • «Одновременно»: интересные факты
  • с ударением на третий слог «одноврЕменно»;
  • с ударением на четвертый слог «одновремЕнно».

«ОдновремЕнно» или «одноврЕменно»: как правильно?

Между приверженцами произношения слова «одновремЕнно» и сторонниками «одноврЕменно» иногда разгораются нешуточные споры, сравнимые с битвой вокруг пары «звОнит-звонИт».

Русский язык не стоит на месте, он развивается практически как живой организм, являясь подвижной и изменчивой системой.

Благодаря этому правильное ударение в слове «одновременно» имеет двойную норму, и лавровый венок победителя в орфоэпических спорах заслуживают как те, так и другие приверженцы.

С недавних пор, как отмечает справочно-информационный портал Грамота.ру, оба варианта имеют право на существование.

Согласно современным правилам русского языка, ударение на третьем слоге и ударение на четвертом слоге будут одинаково верными.

Единственное ограничение, касающееся этого слова, состоит в том, что грубой ошибкой будет произношение через «ё», т. е. «одновремённо».

: средства связи предложений в тексте.

Что говорят справочные пособия?

Непредсказуемость великого и могучего русского языка говорит нам о том, что в случае любых сомнений относительно произношения или значения слов, имеет смысл обратиться к словарям и справочникам.

Стоит учитывать при этом, что многие пособия, ставшие филологической классикой, были написаны еще в дореволюционное время и информация в них уже не спасет, а возможно, даже и введет в заблуждение при разборе спорных ситуаций.

К каким же авторитетам русского языка можно обратиться, чтобы найти ответы на свои вопросы?

Словари для «сложных случаев»

  • Словарь Владимира Даля
  • Словарь Василия Долопчева
  • Словарь Ожегова
  • «Орфоэпический словарь» под издательством «Русская речь»
  • Словарь под редакцией Лопатина
  • Словарь под редакцией Резниченко

В словаре Владимира Даля, изданном в середине 19 века, утверждается, что в правильном варианте ударение должно быть на четвертом слоге. На этой же норме настаивает и автор «Словаря неправильностей русской речи» ( 1909 г .) Василий Долопчев.

Словарь Ожегова, составленный в 1960 году, предполагает уже два варианта произношения, без указания на то, какой вариант является правильным, а какой допустимым.

Последующие составители словарей также допускают двойную норму произношения для слова «одновременно». Это касается и «Орфоэпического словаря», выпущенного в 1983 году издательством «Русский язык.

» Такая точка зрения фигурирует и в «Орфографическом словаре», составленном под редакцией В.В. Лопатина, и в других современных справочниках и словарях.

Двойной вариант нормы, можно сказать, утвержден на государственном уровне, ведь об этом пишется также и в словаре Резниченко, который внесен в список пособий, содержащих нормы русского языка как государственного.

:  Ударение в слове «щавель» по нормам русского языка

И все-таки?

При всем при этом, прогуливаясь по гуманитарным факультетам какого-нибудь уважаемого ВУЗа, есть вероятность столкнуться с консервативной профессурой, которая воспримет произношение «одноврЕменно» как повод съязвить над образованностью того, из чьих уст вылетел этот вариант нормы. Поэтому стоит быть аккуратнее в общении с теми, кто придерживается консервативных взглядов относительно развития русского языка, и, может быть, заменить спорные случаи синонимами, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

Нужно знать: на какой слог ставится ударение в слове баловать.

«Одновременно»: интересные факты

Богатый русский язык не стоит в своем развитии на месте. Этому способствует тот факт, что человечество стремится всё упростить.

Вариант с произношением на третьем слоге с физиологической точки зрения гораздо проще – не нужно тянуть с дыханием или интонированием практически до конца слога.

Такая же ситуация с парой «звОнит — звонИт», где первый вариант – артикуляционно требует немного меньше усилий, нежели второй.

С другой стороны, двоякость произношения стала центром внимания со стороны представителей сферы искусства.Известный российский музыкант, поэт и режиссер Евгений Гришковец был вдохновлен многогранностью и простором для каламбуров этого слова, ведь «одновременно» может иметь два ударения, но два ударения одновременно оно иметь не может.

И эта невозможность иметь всё и сразу отразилась в его знаменитом моноспектакле «ОдноврЕмЕнно», премьера которого торжественно состоялась в 1999 году. Моноспекталь получил широкое признание, а слово «одновременно», став отправной точкой для представления, еще раз утвердило свою свободу от дореволюционных норм и правил.

  Происхождение русских слов изучайте по ссылке.

Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/kak-pravilno-stavit-udarenie-v-slove-odnovremenno.html

Ударение в слове одновременно: как правильно ставить ударение и запомнить это, куда оно падает в русском языке и примеры предложений

Как правильно ставить ударение в слове «одновременно»

Русский язык, обычно довольно требовательный к орфоэпическим нормам, ударение в слове “одновременно” делает одним из исключений: оба варианта произношения – и одноврЕменно, и одновремЕнно считаются соответствующими нормам.

При этом первый вариант считается более консервативным – так в слове одновременно ударение ставили еще до революции, так что многие также считают этот вариант более изысканным и дворянским.

Как правильно ставить ударение в слове ОДНОВРЕМЕННО?

Несколько авторитетных словарей русского языка (в том числе под редакцией М. Зарвы, М.Штудинера и К. Горбачевича) считают приоритетным вариант одноврЕменно. Вместе с тем другие источники (такие как составители словарей под редакцией В. Лопатина и С.Кузнецова) считают, что более современным будет поставить ударение следующим образом: одновремЕнно.

Как запомнить, где ударение?

Поскольку в данный момент даже квалифицированные лингвисты не могут дать однозначного ответа на вопрос, как правильно ставить ударение в этом слове, достаточно будет запомнить оба варианта. Единственное, что желательно сделать – выбрать для себя, на какой слог предпочтительно ставить ударение и придерживаться этого варианта.

Так делают дикторы на телевидении и радио в том случае, если на вопрос, где ударение будет правильным, есть сразу два равнозначных ответа.

Примеры употребления

Проговорите вслух все примеры для лучшего запоминания:

  • Они заговорили одноврЕменно и весело рассмеялись.
  • Такого в истории фирмы еще не было: два одинаковых проекта были сданы одновремЕнно.
  • Чтобы достичь высшей техники исполнения, пловчихи должны быть выполнять все фигуры одноврЕменно.
  • Говорят, что одновремЕнно фехтовать левой и правой рукой невозможно, но амбидекстр это все же сделал.
  • Он использовал оба приема одноврЕменно, чем несказанно удивил соперника.

Источник:

Как правильно ставить ударение в слове «одновременно»

Варианты произношения «одноврЕменно» (с ударением на третьем слоге) и «одновремЕнно» (на четвертом) в современном русском языке считаются равноправными. То же самое можно сказать и о существительном «одновременность» и прилагательном «одновременный» – ударение в них можно ставить, как на первую «Е», так и на вторую.

Оба этих ударения в одинаковой степени соответствуют нормам русской литературной речи, и оба считаются правильными. Поэтому в слове «одновременно» ударение можно ставить «по вкусу», выбрав тот вариант, который кажется наиболее благозвучным.

Однако стоит обратить внимание на то, что произносить эти слова через «ё» («одновремЁнно», «одновремЁнный» и так далее) недопустимо, и некоторые авторы словарей особо отмечают такой вариант как неправильный.

Нормы русского языка со временем меняются, и правила постановки ударения в слове «одновременно» за последние столетия изменились тоже.

Так, в знаменитом словаре Владимира Даля, составленном в середине XIX века, правильное ударение в слове «одноврЕменно» указывалось на третьем слове.

В «Словаре неправильностей русской речи» Долопчева, вышедшего в 1909 году, в качестве нормативного также указывался именно этот вариант.

Некоторые из авторов более современных словарей и справочников русского языка до сих пор отдают преимущество ударению «одноврЕменно»,  считая, однако, вариант с акцентом на четвертом слоге «одновремЕнно» допустимым. Однако, эту точку зрения можно считать устаревшей.

Так, уже в 1960 году в словаре Ожегова фиксируется двойная норма ударения в слове «одновременный», и варианты произношения даны как равноправные, без указания на предпочтительность того или иного варианта.

Такой же точки зрения придерживались и многие другие составители словарей: двойное ударение в слове «одновременный» фигурировало в «Орфоэпическом словаре», выпущенном издательством «Русский язык» в 1983 году Орфоэпический словарь, в словаре Российской Акакдемии Наук (2003 год издания), словаре под редакцией Лопатина и многих других словарях и справочниках.

В орфоэпическом словаре Резниченко, внесенного в официальный список словарей, содержащих нормы русского языка как государственного, также указан двойной вариант нормы, так что правильность ударения в слове «одновременно» как на третьем, так и на четвертом слоге, можно считать законодательно утвержденной.

В слове «одновременно» два ударения одновременно. Этот каламбур позволяет запомнить допустимость ударения на любом из «Е», это позволяет записать это слово, совместив оба варианта нормы. Но произнести «одноврЕмЕнно» с двумя ударениями сразу не получится, придется выбирать.

Именно поэтому слово «одновременно» стало названием для моноспектакля Евгения Гришковца, премьера которого состоялась в 1999 году. Желание и невозможность получить «все и сразу, одновременно» – одна из ключевых, пожалуй, эмоций пьесы.

И название спектакля пишется именно так: «ОдноврЕмЕнно», с ударением и на третий, и на четвертый слог. И двойная норма произношения, по словам Евгения Гришковца, вдохновила его особо. Этот моноспектакль он впоследствии называл «спектаклем с двумя ударениями»: в нем оказалось довольно много вариативного.

Источник:

Правильное ударение слова: несколько вариантов

Могучий русский язык дает право ставить ударение в данном слове, как на четвертый, так и на третий слог. И в том и в другом случае это не будет ошибкой. Такая ситуация происходит и со склонением данного слова и ударение может быть так же двух вариантов.

Вы можете самостоятельно выбрать тот вариант, который вам больше будет по душе и нравится по звучанию и все равно это будет правильно. Поэтому выбор только за вами. Но стоит придерживаться такого правила, что произносить это слова через букву «е» запрещено.

Источник: https://obraz-ola.ru/gumanitarnye-nauki/kak-postavit-udarenie-v-slove-odnovremenno.html

Ударение в словах русского языка: как правильно поставить ударение

Как правильно ставить ударение в слове «одновременно»

Удивительно ударение в русском языке. Мы произносим «дело» с ударением на первый слог, но «депо» с выделением второго слога, «корова» с ударением на второй, но «каравай» на третий.

Может даже показаться, что как таковых правил, которые бы говорили о том, как правильно ставится ударение в русском языке не существует. Это обманчивая мысль. Русский язык — очень сложный инструмент выражения мыслей. Ударение здесь существует не только для красоты, но и выполняет смысловую функцию.

Что такое ударение

Невозможно изучать правила ударения в русском языке не зная, что такое само ударение и чему оно служит.

Ударение существует не только в одном отдельно взятом слове. Оно присутствует в словосочетании или предложении. Ударение есть там, где выделяется слог, слово или группа слов. Выделяться ударение может на письме, но это не обязательно.

Зато выражая свои мысли устно, ударный элемент всегда произносится более отчетливо, с большей силой. Даже не зная конкретные правила ударения в русском языке многие выделяют ударный слог понимая необходимость этого на каком-то интуитивном уровне.

Для чего нам выделять конкретные слоги? Разве, нельзя обойтись без этого? Почему бы просто не произносить слова с одинаковым выделением всех слогов? Тогда и правила ударения в русском языке не понадобятся.

Чтобы наглядно убедиться в необходимости и нужности ударений можно попробовать сказать всего несколько предложений, не делая упора ни на конкретных слогах, ни на словах. Возьмем для примера мысль

«я один, но мне не страшно»

Смысл фразы очень сильно меняется в зависимости от того, на какое слово ставится ударение. То ли человек остался один и храбрится, то ли ему действительно не страшно. Может быть, даже хорошо, что он может побыть один.

Нужность ударений лучше всего видна на примере законченных предложений. Но в словах ударения не менее важны.

Виды ударений

Правила постановки ударения в русском языке существенно разнятся в зависимости от того, какой тип перед нами. Чтобы читателю были понятны правила постановки ударения в русском языке ознакомьтесь с таблицей ниже.

Логическое ударениеСловесное ударение
Смысловое выделение слова или группы слов в предложении. Без подобного выделения невозможно понять смысл предложения в полной мере.Обратимся к стихотворению А. Ахматовой «Мужество»«Мы знаем, что ныне лежит на весахИ что совершается ныне»Эти союзы выделяются ударением при произношении, поскольку именно в этих словах сосредоточено главное смысловое содержание. Ахматова говорит о том, что совершается что-то важное.Если бы это нечто совершалось тайно, а поэт знал бы об этом и захотел сообщить читателям, очевидно, ударение было бы на другом слове — знаем.Выделение конкретного слога в слове.Отчасти правильно поставленное ударение может помочь отличить одно слово от другого. Например, «замок» меняет свое значение в зависимости от того, на какой слог ставится ударение.Впрочем, чаще всего ударение служит другой цели — выделению слога. Такой слог, на который ложится ударение в русском языке называется ударным. Остальные — безударные.

Сложность ударения

Нормы ударения в русском языке отличаются от таковых в других языках. Если взглянуть на английский или французский языки, можно увидеть, что в них ударение остается фиксированным на конкретном слоге. В русском языке такого правила не существует. Даже однокоренные слова с тем же количеством слогов могут иметь ударения на разных слогах.

Другие особенности ударений в русском языке:

  1. Ударение может влиять на падеж слова и даже его число. Например, «ноги» одновременно имя существительное в именительном падеже во множественном числе и имя существительное в родительном падеже в единственном числе.
  2. Ударение может быть двойным. При этом, второе ударение всегда побочное и не основное. В частности, двойное ударение в русском языке можно заметить в словах «высокообразованный» или «вечнозеленый». Такие сложные ударения в русском языке присутствуют преимущественно в составных словах с двумя корнями.
  3. Ударения со временем может меняться. Порой такое ударение в словах русского языка изменяется буквально за несколько лет, а иногда на это требуются столетия. Примером для нас может послужить Александр Сергеевич Пушкин со строчкой «музыка уж греметь устала». В слове «музыка» Пушкин ставит ударение на второй слог в точном соответствии с правилами ударения того времени. Каждый ученик знает, как произносится это слово по правилам современного языка.

Письменная и устная речь

Иногда сложные ударения в русском языке проявляют себя в устной речи. Согласно нормам письменной речи, не существует безударных слов. Если оно состоит всего из одного слога, то на него и падает ударение.

https://www.youtube.com/watch?v=z84vAHGR7Mw

Но в устной речи некоторые слова «прилипают» к другим и лишаются ударения. Рассмотрим для примера фразу

«По морю семь лет ходил»

В этом примере предлог «по» и существительное «морю» могут соединяться друг с другом, образуя единую конструкцию. Ударение ставится на «по», а слово «морю» становится безударным.

Мастера русской словесности обращают внимание на различие письменной и устной речи. Правила письма и нормы произношения могут отличаться друг от друга. Несмотря на разницу, оба случая остаются правильны, но надо учитывать контекст вопроса. Допустимое в устной речи становится невозможным для письменной и наоборот.

Ударение при подготовке к ЕГЭ

Наверняка, самые сложные ударения в русском языке ЕГЭ проверит в форме теста. Рекомендуется подготовиться к сдаче экзамена и обратить внимание на действительно сложные нюансы.

Также обратите внимание на то, что самые сложные ударения в русском языке ЕГЭ может проверить и предложив написать интересное сочинение на тему по заданному тексту.

Готовясь к экзаменам, не забывайте о том, что всякое слово может иметь несколько значений. Точное определение можно понять из контекста. Так, логическое и смысловое ударение это два разных типа ударения и подчас они могут даже противоречить друг другу.

Не старайтесь просто запомнить разницу. Лучше всего будет ее понять. Тогда любая частная проблема, связанная с ударением, не вызовет никаких затруднений.

Источник: https://russkiy-pravilno.ru/udarenie-v-russkom-yazyke/

Как правильно ставить ударение в слове «одновременно»

Как правильно ставить ударение в слове «одновременно»

Оба этих ударения в одинаковой степени соответствуют нормам русской литературной речи, и оба считаются правильными. Поэтому в слове «одновременно» ударение можно ставить «по вкусу», выбрав тот вариант, который кажется наиболее благозвучным.

Однако стоит обратить внимание на то, что произносить эти слова через «ё» («одновремЁнно», «одновремЁнный» и так далее) недопустимо, и некоторые авторы словарей особо отмечают такой вариант как неправильный.

«Одновременно»: ударение в словарях Ожегова, Даля и других

Нормы русского языка со временем меняются, и правила постановки ударения в слове «одновременно» за последние столетия изменились тоже.

Так, в знаменитом словаре Владимира Даля, составленном в середине XIX века, правильное ударение в слове «одноврЕменно» указывалось на третьем слове.

В «Словаре неправильностей русской речи» Долопчева, вышедшего в 1909 году, в качестве нормативного также указывался именно этот вариант.

Некоторые из авторов более современных словарей и справочников русского языка до сих пор отдают преимущество ударению «одноврЕменно»,  считая, однако, вариант с акцентом на четвертом слоге «одновремЕнно» допустимым. Однако, эту точку зрения можно считать устаревшей.

Так, уже в 1960 году в словаре Ожегова фиксируется двойная норма ударения в слове «одновременный», и варианты произношения даны как равноправные, без указания на предпочтительность того или иного варианта.

Такой же точки зрения придерживались и многие другие составители словарей: двойное ударение в слове «одновременный» фигурировало в «Орфоэпическом словаре», выпущенном издательством «Русский язык» в 1983 году Орфоэпический словарь, в словаре Российской Акакдемии Наук (2003 год издания), словаре под редакцией Лопатина и многих других словарях и справочниках.

В орфоэпическом словаре Резниченко, внесенного в официальный список словарей, содержащих нормы русского языка как государственного, также указан двойной вариант нормы, так что правильность ударения в слове «одновременно» как на третьем, так и на четвертом слоге, можно считать законодательно утвержденной.

Интересный факт про ударение «одноврЕмЕнно»

Гришковец Одновременно

В слове «одновременно» два ударения одновременно. Этот каламбур позволяет запомнить допустимость ударения на любом из «Е», это позволяет записать это слово, совместив оба варианта нормы. Но произнести «одноврЕмЕнно» с двумя ударениями сразу не получится, придется выбирать.

Именно поэтому слово «одновременно» стало названием для моноспектакля Евгения Гришковца, премьера которого состоялась в 1999 году. Желание и невозможность получить «все и сразу, одновременно» – одна из ключевых, пожалуй, эмоций пьесы.

И название спектакля пишется именно так: «ОдноврЕмЕнно», с ударением и на третий, и на четвертый слог. И двойная норма произношения, по словам Евгения Гришковца, вдохновила его особо.

Этот моноспектакль он впоследствии называл «спектаклем с двумя ударениями»: в нем оказалось довольно много вариативного.
metodika_rki

Точь-в-точь пишется через два дефиса.

«Поварчонок и поломойка бежали отворять вороты, и в воротах показались кони,
точь-в-точь как лепят иль рисуют их на триумфальных воротах: морда направо, морда налево, морда посередине.»

Н. Гоголь «Мертвые души»

«Погода была ужасная: была оттепель, валил снег, шел дождь, ― ну точь-в-точь как в то незабвенное время, когда, в страшный полночный час начались все несчастия господина Голядкина.»

Ф. Достоевский «Двойник»

«Ничто так не подрывает известного принципа, ничто так не выказывает всей его ложности, как логическое доведение этого принципа до всех тех последствий, какие он может из себя выделить. В этом отношении школа так называемых спиритуалистов оказала услугу незабвенную и неоценимую.

Они указали, что путем идеализма можно дойти до самых крайних нелепостей, а всего скорее дойдешь до балета.

В самом деле, чего тут нет: и легкие духи, и совершенные духи, и стучащие духи… и весь этот кагал вмешивается в судьбы человека, руководит человеком, точь-в-точь как руководит им, например, понятие о вменяемости преступлений или о вреде страстей… И таким образом, оцепленные со всех сторон путами, мы безрассудно тратим свои силы не на разрешение, а на большее и большее закрепление их. Мы до такой степени утрачиваем все инстинкты здоровой, не запутанной жизни, что эта последняя кажется нам смешною, пошлою, почти что дикою. Например, по нашим понятиям, отношения мужчины к женщине, хотя бы в основании их лежали чувства взаимного уважения и любви (единственные, которых присутствие в этом случае совершенно необходимо), все-таки не могут считаться в строгом смысле законными и нравственными, если на них не имеется печати принуждения и обрядности.»

М. Салтыков-Щедрин «Современные призраки»

Page 3

?

|

metodika_rkiПо каким учебникам можно заниматься с детьми-билингвами (4 и 8 лет) и с детьми-инофонами (8 лет)?
Буквально в этом году издательством Ювента была выпущена учебно-методическая линейка для дошкольников “Разноцветная планета”http://www.books.si.ru/ (презентацию проекта см.здесь http://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&ved=0CD0QFjAC&url=http%3A%2F%2Fwww.books.si.ru%2Fdoc%2Fplaneta.pps&ei=so5UUYKbJ4qLOeK3gbgC&usg=AFQjCNHH–NqIqLgSeYElavrluSmqDyQFQ&sig2=zf22lo6N9QLaC7ppYDe2_A&bvm=bv.44442042,d.ZWU , фрагменты из книг – на сайте изд-ва “Лабиринт” здесь http://www.labirint.ru/series/25048/ ).Ниже – материалы для детей соотечественников, которые можно использовать в обучении для развития речи и грамматических навыков у школьников 7-10 лет:Акишина А.А. Страна русской грамматики. Для детей соотечественников, проживающих за рубежом. Изд-во Русский язык. Курсы.Иванова Э.И. Истоки: учебный комплекс по русскому языку для детей-билингвов Изд-во Русский язык. Курсы.Клементьева Т.Б., Чубарова О.Э. Приключения Лены и Миши. Книга-игра Изд-во Русский язык. Курсы.Клементьева Т.Б., Чубарова О.Э. Русский с удовольствием. Игра-лото Изд-во Русский язык. Курсы.Безкоровайная, Л.С., Штыленко, В.Е., Штыленко, Е.Л. Карты, карточки, картинки. Учебное пособие по русскому языку. — Вып. 1: Падежи Изд-во ЗлатоустАкишина А.А. Русский язык в играх: Учебное пособие (методическое описание и раздаточный материал). Изд-во Русский язык. Курсы.
Учебники для русских в Эстонии см. здесь http://avita.ee/17732Для ребенка-инофона 8-ми лет, который начинает с нуля, подойдет учебник элементарного уровня из УМК Корчагиной Елены . Его можно заказать у эстонского

издательства “Авита”, которое охотно высылает книги по почте по сходной цене http://www.avita.ee/14469

Источник: https://metodika-rki.livejournal.com/225364.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.