Как определить время глагола

Содержание

Времена глагола в русском языке

Как определить время глагола

Грамматика русского языка → Времена глагола

В русском языке три времени: настоящее, прошедшее и будущее.

Настоящее время

Настоящее время имеют только глаголы несовершенного вида. В зависимости от личных окончаний различаются два спряжения — первое и второе.

Таблица спряжения глаголов русского языка

 Число Лицо Первое спряжение Второе спряжение
 Ед. ч. 1-е 2-е 3-е нес-ý нес-ёшь нес-ёт читá-ю читá-ешь читá-ет леж-ý леж-úшь леж-úт стрó-ю стрó-ишь стрó-ит
 Мн. ч. 1-е 2-е 3-е нес-ём нес-ёте нес-ýт читá-ем читá-ете читá-ют леж-úм леж-úте леж-áт стрó-им стрó-ите стрó-ят

Гласные е, и в личных окончаниях глаголов первого и второго спряжения чётко различаются ударением; в безударном положении они произносятся почти одинаково, но в написании их различия сохраняются.

У ряда глаголов при образовании 1-го л. ед. ч. происходит чередование конечного согласного основы, например: вожу/возишь (ср. возить), люблю/любишь (ср. любить).

У нескольких глаголов совмещаются личные окончания первого и второго спряжения. Эти особенности указываются в словаре.

Будущее время

В русском языке две формы будущего времени: будущее сложное и будущее простое.

Будущее сложное образуется только от глаголов несовершенного вида и состоит из личных форм будущего времени от глагола быть (буду, будешь, будет, будем, будете, будут) и неопределённой формы спрягаемого глагола: Я буду делать (бояться, знать, сидеть, уметь); Ты будешь делать (бояться, знать, сидеть, уметь) и т. д.Будущее сложное обозначает действие, которое произойдёт в дальнейшем, без указания, закончится ли оно, принесёт ли какой-либо результат.

Будущее простое образуется только от глаголов совершенного вида и по форме совпадает с настоящим временем глаголов несовершенного вида: Я отнесу, принесу, прочитаю и т. д. (ср. Я несу, читаю).

Будущее простое обозначает действие, которое произойдёт в будущем и будет доведено до конца, которое начнётся в будущем или произойдёт один раз.

Личные окончания глаголов в настоящем (или будущем простом) времени (таблица):

 Число Лицо Первое спряжение Второе спряжение
Ед. ч. 1-е 2-е 3-е -ю, -у -ешь (-ёшь) -ет (-ёт) -ю, -у -ишь -ит
Мн. ч. 1-е 2-е 3-е -ем (-ём) -ете (-ёте) -ют, -ут -им -ите -ят, -ат

Прошедшее время

Прошедшее время глаголов несовершенного и совершенного вида образуется от основы неопределённой формы путём прибавления суффикса -л и родовых окончаний: -а — для женского рода, -о — для среднего рода, -и — для всех родов множественного числа; в мужском роде форма прошедшего времени окончания не имеет.

Личные окончания глаголов в прошедшем времени (таблица):

 

 Неопределенная   форма Единственное число Множественное число
 пис-ать сказа-ть смея-ть-ся мужской род женский род средний род для всех родоа
 писал сказал смеял-ся писал-а сказал-а смеял-ась писал-о сказал-о смеял-ось писал-и сказал-и смеял-ись

Некоторые глаголы прошедшего времени в мужском роде не имеют суффикса -л, который появляется в женском и среднем роде и во множественном числе: беречь — берёг (берегла, берегло, берегли),
нести — нёс (несла, несло, несли).

Глагол идти и все его производные имеют в прошедшем времени другую основу, не совпадающую  с основой неопределённой формы: идти —шёл, шла, шло, шли.

Глаголы прошедшего времени не изменяются по лицам.

Прошедшее время глаголов несовершенного вида  обозначает, что действие происходило в прошлом,  без указания, доведено ли оно до конца.

Прошедшее время глаголов совершенного вида  обозначает, что действие было доведено до конца, дало определённый результат или что оно совершилось один раз.
 

  • Глаголы с частицей -ся ← Времена глагола → Наклонения глагола

Источник: http://polyidioms.narod.ru/index/vremena_glagola/0-208

Как определить форму времени глагола

Как определить время глагола

Любое действие происходит когда-то: вчера, сегодня, завтра. Сто веков назад или через пару сотен лет. Время глагола – это как раз та категория, что помогает нам понять, происходило уже действие, сейчас происходит или когда-то произойдет.

Категория времениу глаголов в грамматике русского языка – непостоянный признак и характерна исключительно для слов в форме изъявительного наклонения. Изменяются глаголы (ГЛ) по временам, сохраняя все постоянные признаки. Особенно важно при изменении глагола по временам не потерять вид и возвратность.

К 4-му классу ученики уже уверенно определяют, в каком времени стоит тот или иной глагол. Дети изменяют слово по временам, видят, чем отличаются формы ГЛ.

В русском языке только у глаголов три времени. В каждом из них – своя система изменения слова, т. е. разные формы времени отличаются окончаниями. Но возможны и другие способы формообразования.

Изменение глаголов в прошедшем времени

Когда рассказывают событиях, происходивших до момента речи, говорят в прошедшем времени. Причем, если действие уже закончилось, употребляют ГЛ совершенного вида:

  • узнали, увидели, приобрела, построил, получилось.

Когда результат неважен или неизвестно, завершено ли протяженное во времени действие, нужны ГЛ несовершенного вида:

  • думали, пересаживали, рисовала, поменял, моросило.

Только в прош.времени глаголов определяют род, если слово стоит в единственном числе.

Различают род или число в прош.вр. по окончаниям, место которых – после формообразующего суффикса :

ИнфинитивЕд.ч. мужск.р.Ед.ч. женск.р.Ед.ч. средн.р.Множ.ч.
улыбатьсяулыба-Л-[ ]-сяулыба-Л-А-сьулыба-Л-О-сьулыба-Л-И-сь
петьзапе-Л-[ ]запел-Азапел-Озапел-И
беречьберег[ ] (без -Л-)берег-Л-Аберег-Л-Оберег-Л-И

Из таблицы видно:

  • в словах муж. р. всегда окончание нулевое;
  • у форм жен. р. – А;
  • глаголы ср. р. имеют флексию – О;
  • во множ. ч. невозможно определить род, а окончание всегда – И.

Если ГЛ возвратный, то окончание (даже нулевое) стоит между суффиксом прош. вр. –Л– и постфиксом –СЯ.

Последний пример из таблицы (беречь) демонстрирует особенности образования форм прош. вр. Подобным бессуфиксальным способом образуется форма муж. рода, если основа слова заканчивается на:

  • Г – стерег, стерегла;
  • К – испек, испекла;
  • Х – высох, высохла;
  • З – привез, привезла;
  • С – отнес, отнесла;
  • Б – выгреб, выгребла;
  • -ереть – стереть, стер, стерла.

Суффикс отсутствует только в муж. р. Остальные формы рода и числа образуются при помощи –Л–.

Отличается образование форм прош. вр. слов прийти, идти, выйти и других однокоренных. Только в прош. вр. эти глаголы имеют другую основу: пришел, шла, вышли.

Глаголы настоящего времени

Попытки поставить в наст. время глаголы соверш. вида не приведут к успеху, потому что в этом времени употребляются только ГЛ, которые отвечают на вопрос «что делать?». Это происходит потому, что глаголы наст. вр. обозначают действие, которое:

  • происходит здесь и сей момент, в процессе рассказа, параллельно и одновременно, оно не завершено: Иду из школы и звоню маме.
  • происходит регулярно, повторяется постоянно, характерно для исполнителя: Дети учатся в школе, а потом поступают в техникумы и институты.
  • происходит вне времени, неизменно, не зависит от человека: Луна вращается вокруг Земли, а наша планета крутится вокруг своей оси.

Иногда в художественных текстах или при разговоре глаголы настоящего времени употребляют:

  • на месте ГЛ прош. времени, чтобы приблизить уж бывшее событие читателю (слушателю), сделать повествование более живым, осязаемым: Еду я как-то, лет 10 назад, в Питер – в командировку.
  • на месте ГЛ буд. времени, чтобы обозначит срочные дела, которые вот-вот должны состояться, завершиться: Через час выхожу к тебе, и мы клеим обои вместе.

В наст. вр. ГЛ изменяются по лицам и числам, а правописание окончаний зависит от постоянного признака – спряжения:

Первого спряжения

По правилу в ГЛ I спряжения гласные У(Ю) пишут в окончаниях 1 л. ед.ч. и 3 л. множ.ч. В остальных формах – Е:

ИнфинитивЕдинств.ч.Множеств.ч.
Стелитьстел-юстел-ем
стел-ешьстел-ете
стел-етстел-ют

Второго спряжения

В ГЛ II спряжения:

  • у(ю) – 1 л. ед. ч.;
  • ат(ят) – 3 л. мн. ч.;
  • гласная И – в остальных формах.
ИнфинитивЕдинств.ч.Множеств.ч.
Дышатьдыш-удыш-ым
дыш-ышьдыш-ите
дыш-итдыш-ат

Образование глаголов будущего времени

О том, что когда-то произойдет – через минуту или тысячелетие – мы говорим используя ГЛ будущ. времени. В будущ. вр. можно поставить любое слово, но форма зависит от вида глагола:

  1. ГЛ соверш. вида в буд. вр. имеют простую форму:
    получу, доберусь, закончу.
  2. ГЛ несоверш. вида в буд. вр. состоят из двух слов: быть (в личной форме) + инфинитив:
    буду получать, будем добираться, будешь заканчивать.

Лицо и число у составной формы ГЛ определяют по вспомогательному слову «буду, будешь», окончание которого пишется по правилу ГЛ I спряжения.

Окончания глаголов совершенного вида первого спряжения

Окончания выбирают по тому же принципу, что и в настоящем времени:

  • определяют спряжение;
  • решают, какое лицо и число;
  • выбирают нужный вариант.
ИнфинитивЕдинств.ч.Множеств.ч.
Побритьсяпобре-ю-сьпобре-ем-ся
побре-ешь-сяпобре-ете-сь
побре-ет-сяпобре-ют-ся

Окончания глаголов совершенного вида второго спряжения

ИнфинитивЕдинств.ч.Множеств.ч.
Угнатьсяугон-ю-сьугон-им-ся
угон-ишь-сяугон-ите-сь
угон-ит-сяугон-ят-ся

Для подведения итогов – еще раз о том, что характерно для категории времени у глаголов:

Источник: https://KakPishem.ru/chasti-rechi/glagol/kak-opredelit-formu-vremeni-glagola.html

Спряжение глаголов

Как определить время глагола

Глаголы могут спрягаться только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются только по родам.

Термин «спряжение глаголов» имеет два значения, которые не нужно путать:

  1. Первое значение — изменение глаголов по лицам и числам. Его имеют в виду, когда просят «проспрягать глагол».
  2. Второе значение — морфологический признак глагола — один из двух классов спряжений. Его имеют в виду, когда требуется определить спряжение глагола по окончанию слова в инфинитиве.

Вопросы и окончания

Составим таблицы вопросов и окончаний глаголов при спряжении (изменении по числам, лицам, родам) в настоящем, будущем, прошедшем временах.

Повелительное наклонение

Единственное числоМножественное числоВопросОкончаниеВопросОкончание
что делай? что сделай?-й/-и/-ьчто делайте? что сделайте?-йте/-ите/-ьте

Условное наклонение

Вопросы и окончания глаголов в условном наклонении такие же, как в прошедшем времени. Но к ним добавляется частица «бы». Примеры: строить — строил бы, строила бы, строило бы, строили бы; построить — построил бы, построила бы, построило бы, построили бы.

Единственное числоМножественное числоМ.р.Ж.р.Ср.р.
что делал бы?что сделал бы?нулевое окончание + бычто делала бы?что сделала бы?-а бычто делало бы?что сделало бы?-о бычто делали бы?что сделали бы?-и бы

Спряжения

Различают два спряжения: 1 и 2. При этом окончания глаголов четко различают только под ударением. В том случае если ударение падает не на личное окончание, то тип спряжения различают по начальной форме (или инфинитиву). В общем случае, инфинитивы, оканчивающиеся на –ить, относятся к 2-му спряжению, все остальные относятся к 1-му спряжению.

I спряжениеII спряжение
Окончания-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют-ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят
Примерыберёшь, шьёт, пишетспешишь, спит, звонят

Глаголы-исключения

Есть некоторые исключения. Ко 2 спряжению относят:

  • все глаголы на -ить (кроме брить, стелить);
  • 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть);
  • 4 глагола на -ать (гнать, держать, слышать, дышать).

Соответственно к 1 спряжению относят:

  • все остальные глаголы на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, -ть;
  • брить, стелить.

Разноспрягаемые глаголы

Два глагола в русском языке относятся к разноспрягаемым: хотеть и бежать. Соответственно и все их приставочные формы тоже: захотеть, прибежать и т.д. Глагол хотеть в ед.ч. имеет окончания 1 спряжения, а во мн.ч. 2 спряжения.

Глагол бежать в 3 лице мн.ч. имеет окончание 1 спряжения, а во всех остальных лицах — 2 спряжения.

Примечание 1. Три глагола есть, дать, создать имеют особые личные окончания:

  • ем, ешь, ест, едим, едите, едят;
  • дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут;
  • создам, создашь, создаст, создадим, создадите, создадут.

Примечание 2. Некоторые глаголы имеют особенности в образовании и употреблении форм лица. К ним принадлежат глаголы, не имеющие формы 1 лица ед.ч.: дерзать, победить, убедить, очутиться, чудить.

Примечание 3. Есть глаголы, которые имеют две системы личных форм, одна из которых чаще употребляется в разговорном стиле:

  • брызгать — брызжешь, брызгаешь;
  • мучить — мучаешь, мучишь;
  • махать — машешь, махаешь;
  • мурлыкать — мурлычешь, мурлыкаешь;
  • полоскать — полощешь, полоскаешь.

inflectonline.ru — склонение слов по падежам

Источник: https://inflectonline.ru/gl

Времена глаголов

Как определить время глагола

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, то есть глагол может определять время, в которое происходит названное им действие. В русском языке существует три времени глаголов:

  • Прошедшее время
  • Настоящее время
  • Будущее время

Обратите внимание, что время, в форме которого может стоять глагол, связано с видом глагола. Глаголы несовершенного вида могут иметь форму всех трёх времён:

Прошедшее: спал, гулял

Настоящее: спит, гуляет

Будущее: будет спать, будет гулять

Глаголы совершенного вида могут иметь форму только двух времён:

Прошедшее: заснул, погулял

Будущее: заснёт, погуляет

Примечание: глаголы условного и повелительного наклонения по временам не изменяются.

Окончания глаголов прошедшего времени

Прошедшее время глагола образуется от неопределённой формы глагола. У инфинитива отбрасывается -ть и прибавляется суффикс -л – так образуется глагол прошедшего времени мужского рода:

стирать – стирал.

Для образования глагола женского рода после суффикса -л добавляется окончание -а

стирал – стирала.

Для образования глагола среднего рода после суффикса -л добавляется окончание -о

стирал – стирало.

Для образования глагола во множественном числе после суффикса -л добавляется окончание -и

стирал – стирали.

ИнфинитивРодМнож. число
мужскойженскийсредний
– -тьсветить+ -лсветил+ -ласветила+ -лосветило+ -лисветили

Обратите внимание, что перед суффиксом -л пишутся те же гласные, что и в неопределённой форме перед суффиксом -ть, например:

гулять – гулял, мешать – мешал, дарить – дарил

У некоторых глаголов в прошедшем времени в мужском роде суффикса -л не бывает, например:

спас, запер, нёс, тряс

Род и число глаголов прошедшего времени

Глаголы прошедшего времени изменяются по числам. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются ещё и по родам.

Единственное числоМножественное число
Мужской родчиталчитали
Женский родчитала
Средний родчитало

Род глагола можно определить по его окончанию:

  • Мужской род: что делал? – нулевое окончание (спал)
  • Женский род: что делала? – окончание -а (спала)
  • Средний род: что делало? – окончание -о (спало)

Многие глаголы прошедшего времени имеют ударение на основе, кроме глаголов женского рода, в которых ударение переходит на окончание -а, например:

спа́л – спала́, гна́ло – гнала́, рва́ли – рвала́

Обратите внимание, что глаголы в прошедшем времени не изменяются по лицам:

я гулял, ты гулял, он гулял

мы гуляли, вы гуляли, они гуляли

Глаголы настоящего времени указывают, что действие совершается сейчас, то есть в данный момент, когда о нём говорят. Они отвечают на вопросы что делает? что делают?, например:

Он сейчас (что делает?) читает.

Дети (что делают?) загорают на пляже.

Глаголы в форме настоящего времени могут обозначать постоянно происходящие действия или долго длящиеся (длительные), не связанные с временем их обсуждения, например:

Люди спят по ночам.

Телефон работает третий год.

Обратите внимание, что форму настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.

Настоящее время глаголов

Как определить время глагола

Глагол имеет категорию времени. Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит сейчас, в то самое время, когда о нём говорят (т. е. в момент речи).

Например:

что делает? – танцует

что делают? – танцуют

Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам и имеют всего по 6форм у каждого глагола. Значение настоящего времени выражено окончаниями (они зависят от спряжения глагола):

Лицоглаголы I спр.глаголы II спр.
ед. ч.мн. ч.ед. ч.мн. ч.
1-е лицо (я, мы)танцуютанцуемслышуслышим
2-е лицо (ты, вы)танцуешьтанцуетеслышишьслышите
3-е лицо (он, она, оно, они)танцуеттанцуютслышитслышат

У некоторых глаголов при спряжении в настоящем времени происходит:

чередование согласных:

к / ч – секу – сечёшь, пеку – печёшь

ч / г / ж – беречь – берегу – бережёт

с / ш – взвесить – взвешу

б / бл – любит – люблю

х / д – ехать – еду

перемещение ударения: заводи́ть – завожу́ – заво́дит

Будь внимателен и различай похожие глаголы:

ехать – ездить (сравни: я еду – я езжу)

гнать – гонять (сравни: я гоню – я гоняю)

слышать – слушать (сравни: я слышу – я слушаю)

дышать – вдыхать (сравни: я дышу – я вдыхаю)

О прошедшем и будущем времени глаголов смотри по ссылкам.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Прошедшее время глаголов

Будущее время глаголов

Неопределённая форма (инфинитив) глагола

Возвратные глаголы

Времена глагола

Лицо и число глагола

Спряжение глаголов

Вид глаголов

Морфологический разбор глагола

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 145, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 146, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 150, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 151, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 154, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 155, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 180, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 205, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 213, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 215, Полякова, Учебник, 2 часть

3 класс

Упражнение 163, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 113, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 114, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 115, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 97, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 98, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 99, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 100, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 5, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 2, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

4 класс

Упражнение 182, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 193, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 244, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 120, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 141, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 143, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 93, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 61, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 660, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 664, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/62

Времена глаголов в русском языке

Как определить время глагола

Времена гла­го­лов — это насто­я­щее, буду­щее и про­шед­шее вре­мя, кото­рые обо­зна­ча­ют, что дей­ствие про­ис­хо­дит в момент речи, будет про­ис­хо­дить или совер­ши­лось рань­ше.

Объясним уче­ни­кам 3 и 4 клас­са, что такое вре­ме­на гла­го­лов в рус­ском язы­ке. Но преж­де напом­ним, какая часть речи назы­ва­ет­ся гла­го­лом.

Глагол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет?

Понаблюдаем:

Ветер (что дела­ет?) сры­ва­ет листья с дере­вьев.

Мальчик (что сде­лал?) заду­мал­ся над реше­ни­ем зада­чи.

Глагол обла­да­ет харак­тер­ны­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми, кото­рые отли­ча­ют его от слов дру­гих частей речи. Одним из таких  при­зна­ков явля­ют­ся вре­ме­на гла­го­лов.

Что такое времена глаголов?

Самостоятельная часть речи имя суще­стви­тель­ное изме­ня­ет­ся по паде­жам и чис­лам, при­ла­га­тель­ное — по паде­жам, чис­лам и родам. Глагол — это часть речи, кото­рая изме­ня­ет­ся по вре­ме­нам.

Глагол не про­сто обо­зна­ча­ет дей­ствие пред­ме­та, а это дей­ствие свя­за­но со вре­ме­нем. С помо­щью гла­го­лов мы можем совер­шить путе­ше­ствие во вре­ме­ни, узнать, что было до того, как мы гово­рим об этом дей­ствии, что про­ис­хо­дит сей­час или будет про­ис­хо­дить после наше­го раз­го­во­ра об этом.

Чтобы понять, что такое вре­ме­на гла­го­ла, рас­смот­рим выска­зы­ва­ния:

Клоун тан­цу­ет.

Клоун будет тан­це­вать.

Клоун стан­цу­ет.

Клоун стан­це­вал.

Клоун тан­це­вал.

О ком гово­рит­ся в этих пред­ло­же­ни­ях? О кло­уне. (Кто?) кло­ун.

Настоящее время глагола

Что гово­рит­ся о кло­уне в пер­вом пред­ло­же­нии?

В пер­вом пред­ло­же­нии мы узна­ем, что кло­ун выпол­ня­ет дей­ствие имен­но сей­час, если зада­дим вопрос:

кло­ун (что дела­ет?) тан­цу­ет.

Если гла­гол обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое про­ис­хо­дит в этот момент речи и отве­ча­ет на вопрос что дела­ет? — это гла­гол в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни.

Глагол «тан­цу­ет» обо­зна­ча­ет реаль­ное дей­ствие в насто­я­щем вре­ме­ни, как и сло­ва этой части речи в такой же фор­ме:

  • утка (что дела­ет?) пла­ва­ет;
  • солн­це (что дела­ет?) све­тит;
  • дере­во (что дела­ет?) рас­тет.

Будущее время глагола

Во вто­ром и тре­тьем пред­ло­же­нии к гла­го­лам зада­дим вопро­сы:

  • кло­ун (что будет делать?) будет тан­це­вать;
  • кло­ун (что сде­ла­ет?) стан­цу­ет.

Действие, обо­зна­чен­ное гла­го­лом, совер­шит­ся в буду­щем, после того момен­та, как мы гово­рим о нем. Глаголы «будет тан­це­вать» и «стан­цу­ет» име­ют фор­му буду­ще­го вре­ме­ни.

Глагол буду­ще­го вре­ме­ни обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое будет про­ис­хо­дить, и отве­ча­ет на вопро­сы что сде­ла­ет? что будет делать?

Примеры

Саша (что сде­ла­ет?) нари­су­ет само­лет.

Собака (что сде­ла­ет?) зала­ет во дво­ре.

Мы (что будем делать?) будем петь пес­ни.

Дети (что будут делать?) будут смот­реть мульт­фильм.

Прошедшее время глагола

В тре­тьем и чет­вер­том пред­ло­же­нии гла­го­лы отве­ча­ют на вопро­сы:

  • кло­ун (что сде­лал?) стан­це­вал;
  • кло­ун (что делал?) тан­це­вал.

Действие уже состо­я­лось до того момен­та, как мы гово­рим о нем. Оно уже про­изо­шло ранее. Это гла­го­лы про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Глагол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое про­изо­шло в про­шлом и отве­ча­ет на вопро­сы что сде­лал? что делал?

Понаблюдаем:

Яблоня (что сде­ла­ла?) вырос­ла в саду.

Лес (что сде­лал?) уснул под сне­гом.

Маша (что дела­ла?) рисо­ва­ла ёлку.

Котенок (что делал?) играл с клуб­ком ниток.

Итак, поды­то­жим наши иссле­до­ва­ния.

Глаголы изме­ня­ют­ся по вре­ме­нам.

У гла­го­ла в зави­си­мо­сти от  того, какое дей­ствие оно обо­зна­ча­ет по отно­ше­нию к момен­ту речи о нем, раз­ли­ча­ют три фор­мы вре­ме­ни:

  • насто­я­щее вре­мя;
  • буду­щее вре­мя;
  • про­шед­шее вре­мя.

Время гла­го­ла мож­но опре­де­лить по задан­но­му к нему вопро­су.

Времена гла­го­ловОтвечают на вопро­сыОбозначают дей­ствияПримеры
Настоящеечто дела­ет? что дела­ют? что делаю?что дела­ешь?кото­рые про­ис­хо­дят в насто­я­щем вре­ме­ни,в момент речирису­ет рису­ют рисуюрису­ешь
Прошедшеечто делал? что сде­лал? что дела­ли?что сде­ла­ли?кото­рые уже про­изо­шли или про­ис­хо­ди­ли в про­шед­шем вре­ме­ни,до момен­та речирисо­вал нари­со­вал рисо­ва­линари­со­ва­ли
Будущеечто сде­ла­ет? что сде­ла­ют? что будет делать?что будут делать?кото­рые про­изой­дут в буду­щем вре­ме­ни,после момен­та речинари­су­ет нари­су­ют нари­су­етнари­су­ют

Упражнение

Определим вре­ме­на гла­го­лов в сле­ду­ю­щих пред­ло­же­ни­ях.

Кот гре­ет­ся на теп­лом сол­ныш­ке.

Юля будет выре­зать елоч­ку из зеле­ной бума­ги.

Тёмная туча надви­ну­лась на солн­це.

Сын сыг­ра­ет с отцом в шах­ма­ты.

Соловей поёт на вет­ке бере­зы.

Редкие сне­жин­ки мед­лен­но закру­жи­лись в воз­ду­хе.

Скоро наша реч­ка замерз­нет.

После теп­ло­го дождя гри­бы в лесу будут рас­ти один за одним.

урок

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/glagol/vremena-glagolov.html

Времена глаголов в русском языке – таблица изменений и формы

Как определить время глагола

Таблица с ними часто встречается в учебниках и различных онлайн-справочниках, но желательно владеть знанием об их написании без помощи сторонних ресурсов.

Времена глагола

Глагольное время отображает соотношение производимого действия, описываемого глаголом, с моментом, когда оно осуществляется.

В русском таких времён выделяют три, они представлены в таблице:

Прошедшее отвечает на вопросы «что делал? что сделал?»
Настоящее вопрос «что делает?»
Будущее вопросы «что сделает? что будет делать?»

Чаще всего использование временных разновидностей обозначается отношением к тому, какой именно момент речи описывается в каждом конкретном случае. Подобное их употребление обычно называют абсолютным временем.

В относительно нечастых ситуациях исходной точкой для обозначения глагольного времени вместо момента речи являются какие-либо другие отправные пункты, в частности, момент прочих действий, о которых говорится в предложении. Такие случаи называют относительным использованием времён.

В изъяснительных (дополнительных) придаточных составляющих сложноподчинённого предложения глагольные времена применяются, исходя от соотношения с моментом выполняемого действия основной части, например: Виктор сказал, что сумел (умеет, сумеет) отремонтировать телевизор.

В данной ситуации роль грамматической точки отсчёта выполняется словом «сказал», расположенным в основной части предложения. Действие его из второстепенной половины выполняется именно по отношению к нему. «Сказал, что умеет»: слово «умеет», находящееся в настоящем времени, означает, что время совпадает не с конкретным моментом речи, а с временем действия, выражаемого словом «сказал».

Категорией времени могут обладать исключительно изъявительные наклонения, они прочно соединены с видовой категорией. У глаголов несовершенного типа присутствуют все три возможных временных формы, например:

  • учусь;
  • учился;
  • буду учиться.

У глаголов, относящихся к совершенному типу, смысл заключается в обозначения таких функций, которые ограничиваются каким-либо пределом.

Они хоть быть употреблены исключительно в прошедшем или простом будущем времени (научился — научусь), а форма в настоящем отсутствует.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.