“Как научиться произносить букву “”р”””

Р как говорить

"Как научиться произносить букву ""р"""

» Разное » Р как говорить

Из всех звуков дети осваивают «р» последним, годам к пяти‑шести. Если вашему ребёнку меньше, не торопите события. Если чуть больше — не паникуйте. Давайте спокойно разберёмся, что не так с этой буквой и какие есть способы с ней совладать.

Почему рычать трудно

Звук «р» считается одним из наиболее сложных для воспроизведения. Чтобы правильно его произнести, нужно:

  • приподнять кончик языка к верхним зубам — при этом он должен оставаться распластанным, как блинчик, а не суживаться от напряжения;
  • на выдохе направить на кончик мощный воздушный поток так, чтобы возникла вибрация.

Для подобных манипуляций ребёнку необходим развитый речевой аппарат, сильные корень языка и уздечка. Обычно всё это формируется к шести годам.

Что мешает произнести букву «р» правильно

Даже имея во рту подготовленный инструментарий, дошкольники умудряются искажать злополучный звук. И на то есть несколько причин.

1. Короткая подъязычная связка

Также её называют уздечкой. Она мешает свободно двигать языком и поднимать его вверх. Чаще всего проблему обнаруживают ещё в роддоме. Если подъязычная связка не позволяет младенцу нормально сосать грудь, её подрезают. В более позднем возрасте уздечку, как правило, растягивают с помощью логопедических упражнений.

2. Нарушение фонематического слуха

Фонематическим слухом называют способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки речи. В норме малыш уже в три года улавливает разницу между похожими звуками — даже если и не умеет их произносить.

Иногда развитие фонематического слуха задерживается из‑за перенесённого отита, аденоидов или других проблем со здоровьем. В результате нарушается звуковой анализ и синтез: ребёнок не так слышит звук, пропускает его в речи или заменяет другим.

3. Неправильное речевое дыхание

Для корректного произношения нужно уметь управлять своим выдохом. Не у всех детей это получается: кто‑то во время вдоха поднимает плечи, другие дышат слишком поверхностно и неравномерно или не умеют распределять выдох по словам.

4. Глубокий прикус

При правильном прикусе верхние передние зубы перекрывают нижние примерно на треть, а остальные смыкаются друг с другом. А вот если прикус слишком глубокий, верхние закрывают нижние больше, чем наполовину. Добиться правильного положения языка с упором за верхние зубы становится сложнее.

Как коверкают букву «р»

На специализированных ресурсах описаны следующие основные варианты искажения звука «р», или по‑научному ротацизма:

  • Картавость, или горловое «р». Вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо. Такое произношение нормально для французской и немецкой, но не для русской речи.
  • Боковое «р». Язык одним боком прижат к верхним зубам, вторая сторона свисает, а кончик не вибрирует. В результате получается что‑то похожее на «рль».
  • Одноударное «р». Вместо того чтобы вибрировать, кончик языка один раз ударяется о твёрдое нёбо, образуя подобие английского r.
  • Носовое «р». На выдохе воздушный поток проходит не через рот, а через нос. Вдобавок кончик языка оттянут назад и не участвует в артикуляции. Фраза «Рома, открой двери!» превратится в «Нгома, откнгой двенги!».
  • Кучерское «р». И снова вибрация происходит не там, где нужно, а именно на сближенных губах. Малыш издаёт что‑то похожее на «тпру».
  • Параротацизм, или замена «р» другим звуком. Вместо «ребёнок» вы слышите «лебёнок», «гебёнок», «вебёнок», «яебёнок» или даже «ыебёнок».
  • Пропущенное «р». Малыш просто избегает сложностей. Говорит не «рыба», а «ыба», не «рад», а «ад», не «гром», а «гом».

Какие упражнения можно делать дома

Установить точную причину ротацизма и определить, как с ним бороться в вашем конкретном случае, — задача для логопеда. Но если ребёнку ещё нет шести или из‑за определённых обстоятельств навестить специалиста пока не получается, можно попробовать обуздать «р» самостоятельно. Для этого нужно выполнить всего три условия.

  • Набраться терпения. Процесс вряд ли будет быстрым, а результат лёгким. Возможно, вам понадобятся месяцы ежедневных занятий.
  • Подготовить место. Логопедические упражнения лучше выполнять сидя вдвоём перед большим зеркалом. Малышу необходимо отчётливо видеть движения рта — вашего и своего. Как вариант, расположитесь друг напротив друга, но тогда у вашего ученика должно быть большое настольное зеркало.
  • Настроиться на игру. Хотя освоение «р» — дело серьёзное, проводить занятия лучше в игровой форме. Пусть ребёнок воспринимает их как повод весело провести время с мамой или папой, а не как тяжёлую и скучную обязанность. В любом случае тренировка должна занимать не более 10–15 минут в день, да и то с перерывами.

А теперь перейдём непосредственно к упражнениям.

Артикуляционная гимнастика

Начинать занятие нужно с разминки речевого аппарата. Эти упражнения разогреют мышцы, укрепят язык и помогут растянуть подъязычную уздечку.

1. Качели

Широко открываем рот и болтаем языком вверх‑вниз, касаясь то верхних, то нижних зубов. Потом задерживаем кончик у верхних зубов на 15–20 секунд.

2. Кукушка

Рот по‑прежнему широко открыт. Высовываем кончик языка и дотрагиваемся им до верхней губы, а затем прячем за верхние же зубы.

3. Маляр

Представляем, что язык — это широкая кисть, и тщательно «красим» им зубы, щёки, верхнее нёбо.

4. Лошадка

Щёлкаем языком по верхнему нёбу, как будто цокают копыта лошади.

4. Угощение

Облизываем распластанным языком губы по часовой и против часовой стрелки.

5. Котёнок

Представляем, что на блюдце лежит лакомство — варенье или мороженое. Теперь нужно высунуть язык как можно дальше и слизать угощение так, чтобы язык не сворачивался в трубочку, а оставался распластанным.

6. Гармошка

Поднимаем язык вверх и «приклеиваем» его кончиком к нёбу. Теперь, не отрывая язык, открываем и закрываем рот.

7. Молоточек

Растягиваем рот в улыбке и стучим кончиком языка по основанию передних зубов, как будто забиваем гвозди.

Упражнения на постановку звука «р»

Чтобы правильно произнести «р», нужно начинать с других звуков.

1. Барабан

Широко открываем рот и ударяем кончиком языка за верхними зубами, произнося звук «д». Сначала медленно, потом — быстрее. А там уже и до «р» недалеко.

2. Жужжалка

Произносим звук «ж» и при этом постоянно оттягиваем кончик языка вглубь рта. Со временем «ж» перейдет в слабовибрирующий «р».

3. Змейка

Несколько раз повторяем звук «с‑с‑с», после чего заглатываем язык и касаемся кончиком нёба.

4. Индюк

Высовываем широкий язык и выполняем движения взад‑вперёд, скользя кончиком по твёрдому нёбу. В момент, когда язык касается альвеол — бугорков за верхними зубами, получается одноударное «р».

5. Комарик

Широко открываем рот, поднимаем язык вверх и упираем его в альвеолы. А теперь секунд 10–15 энергично жужжим, как комар.

6. Моторчик

Кладём под язык указательный палец или ватную палочку и энергично водим взад‑вперёд, одновременно выполняя упражнение «Комарик».

Закрепление результата

Когда сам звук уже будет получаться, нужно довести его произношение до автоматизма. Для этого после артикуляционной гимнастики вместо упражнений на постановку выполняйте комплекс для закрепления навыка.

  • Несколько раз громко и чётко произносим букву «р».
  • Отрабатываем «р» через согласные звуки «д» и «т»: «дра‑дро‑дру», «тра‑тро‑тру».
  • Убираем поддерживающие «д» и «т» и работаем с «ра‑ро‑ру».
  • Переходим к обратным слогам «ар‑ор‑ур», а также к положению «р» между гласными — «ору‑ура‑ара». Повторяем эти сочетания в разных комбинациях изо дня в день, пока у ребёнка не получится произносить «р» с вибрацией. Только потом можно упражняться со словами.
  • Сперва отрабатываем слова, которые начинаются на «р» или даже на «тр» и «др» (трава, дрова, трон, дрон, трап, драп, рука, река, рубашка). Потом берёмся за существительные, где «р» находится в середине или в конце (корова, здорово, ковёр, забор, топор).
  • Подключаем предложения, стишки и скороговорки с буквой «р».

Когда отвести ребёнка к логопеду

Желательно сделать это до того, как малыш пойдёт в школу. Иначе проблема с произношением или восприятием «р» может сказаться на учёбе или общении со сверстниками.

https://www.youtube.com/watch?v=YP-gZ2A-u2A

Сколько времени займёт коррекция? Всё очень индивидуально: одним хватает трёх‑четырёх занятий со специалистом, а другим нужны месяцы регулярных тренировок дома под контролем логопеда. В любом случае во взрослом возрасте процесс исправления речевых ошибок потребует гораздо больше времени и усилий, чем в 6–7 лет.

Источник: https://56-detsad.ru/raznoe/r-kak-govorit.html

Как выговорить р

"Как научиться произносить букву ""р"""

» Разное » Как выговорить р

Из всех звуков дети осваивают «р» последним, годам к пяти‑шести. Если вашему ребёнку меньше, не торопите события. Если чуть больше — не паникуйте. Давайте спокойно разберёмся, что не так с этой буквой и какие есть способы с ней совладать.

Как научиться произносить букву

"Как научиться произносить букву ""р"""

Картавость встречается достаточно зачастую. Существует уйма причин, по которым человек не выговаривает букву “р”. Есть несколько методологий, дозволяющих избавиться от картавости. Если уделять упражнениям от 15 минут в день, вы стремительно получите итог. Также главное условие – регулярность.

Инструкция

1. У некоторых людей задача с буквой “р” появляется по чисто физиологическим причинам – короткая уздечка под языком. Позволить эту обстановку дозволено двумя методами.

Мини-операция по подрезанию уздечки, она делается дюже стремительно, и выполнение определенных упражнений, направленных на растягивание уздечки.

Скажем, усердствовать дотянуться кончиком языка до носа и тому сходственное.

2. Если с самим языком у вас все в порядке, устранить картавость вам помогут следующие упражнения. Для начала, выберите несколько скороговорок, в которых зачастую встречается буква. Скажем. Напугался грома Рома. Заревел он громче грома.

От такого рева гром притаился за бугром. Либо, рубили дроворубы сыры дубы на срубы. Скороговорок дюже много. Весь день повторяйте скороговорки. Основное, не останавливаться на пол пути. Вначале будет трудно, но в будущем вы подметите совершенствования.

Так же будут пригодны слова как бы “красногвардеец” и так дальше.

3. В течении нескольких минут медлительно и без остановки проговаривайте слоги Дэ Тэ Лэ. После этого увеличьте темп, и 5-6 минут стремительно проговаривайте те же слоги. Обратите внимание, что при произношении последнего слога кончик языка попадает на холмики над верхними зубами. Получается звук схожий на “р”.

4. Сейчас конечный слог Лэ замените на Дэ. Проговаривайте слоги, усердствуйте произносить конечный слог не как Дэ, а как Лэ. Медлительно проговаривайте около 5 минут. После этого начните ускоряться, пока не получите звук Рэ. Дальше начните проговаривать слова: тролль, метро, дрова и так дальше, какие только сумеете припомнить.

5.

Дабы верно произнести букву Р вам необходимо кончик языка поднять к небу, но не дотронуться до него.•Широко раскройте рот, улыбнитесь и проведите языком налево-вправо по внутренней стороне зубов.•Затем вновь обширно откройте рот и погладьте языком небосвод взад и вперед.

•Откройте рот, положите язык на нижнюю губу и произносите звук Ф. Усердствуйте, дабы струя воздуха была тесной, а не широкой.•Откройте рот и зафиксируйте нижнюю челюсть руками. Широким языком постарайтесь облизнуть верхнюю губу сверху вниз. Не забывайте, что челюсть должна быть статичной.Данные упражнения помогут поставить язык в верное расположение.

Дальше вам останется только закрепить навыки.

Совет 2: Как избавится от картавости

Некоторым людям сложно дается произношение звука «р». У них получается кое-что среднее между «г» и «х». Кстати, именно так звук «р» произносят французы в соответствии с правилами их языка. Такой недостаток речи именуется картавостью, либо грассированием. Как дозволено избавиться от него?

Как побороть картавость

Чтобы получился отчетливый звук «р», нужно приблизить кончик языка к небу и коснуться им верхних зубов. При подаче струи воздуха кончик языка завибрирует. Так и образуется звук «р».

Отчего этого не происходит у некоторых людей? Это бывает по ряду причин: из-за слабости мышц языка, в итоге укороченности уздечки языка, ограничивающей его подвижность, а также из-за задач с выполнением целеустремленных движений языком.

Есть уйма примитивных, но результативных упражнений, при регулярном выполнении которых картавость значительно уменьшится либо даже совсем исчезнет. «Чистка зубов». Двигайте кончиком языка по внутренней стороне зубов верхней челюсти, в одну и иную сторону. Упражнение нужно исполнять с обширно открытым ртом.«Поглаживаем нёбо».

Нужно обширно открыть рот и «поглаживать» нёбо самым кончиком языка, двигаясь от корней верхних зубов так вдалеке назад, как только можете, а потом возвращаясь обратно.«Говорить, как индюк». Откройте рот, положите язык на нижнюю губу. Начинайте стремительно двигать язык взад-вперед, облизывая губу, и единовременно пытаясь что-то сказать.

У вас получится глухой клекот, напоминающий голос индюка.«Воздушная струя». Открыв рот, положите язык на нижнюю губу и пытайтесь произнести звук «ф». При этом следите, дабы струя воздуха была тесной (вы обязаны чувствовать, что охлаждается только центральная зона языка, а не его края). Цель этого упражнения – обучиться выдыхать долгую и постоянную воздушную струю, направленную верно по центральной линии языка.

Как закрепить навыки

После того как вы с поддержкой этих упражнений обучитесь верно двигать языком, необходимо переходить к закреплению навыков. Произносите слова, содержащие букву «р» как в начале, так и в середине, и в конце. Вначале используйте короткие слова, состоящие из одного, максимум 2-х слогов, скажем, «роза», «рысь», «руль», «гора», «пара», «мера», «топор», «отпор».

А потом помаленьку переходите к произношению больше трудные слов: «карусель», «транспортер», «менеджер» и т.д.Если вы обучились довольно чисто произносить звук «р» в таких словах, можете считать свою задачу исполненной. Для окончательного закрепления триумфа благотворно время от времени произносить фразы-скороговорки, содержащие много букв «р».

Скажем: «На дворе трава, на траве дрова», «Наши топоры остры до поры» и схожие.

Совет 3: Как обучиться произносить р

Задача произношения буквы «р» встречается не только у детей, но и у взрослых. Если до 5 лет ребенок не обучился ее выговаривать, позже 5 лет нужно заняться постановкой буквы.

Решить задачу желанно в детском возрасте. Впрочем если этого не случилось, обучиться ее выговаривать дозволено в любом возрасте.

Устранить недостаток произношения дозволено двумя методами: обратившись к эксперту либо независимо, исполняя комплекс упражнений.

Совет 4: Как поставить букву р

Для того дабы решить загвоздки с артикуляцией и обучить ребенка выговаривать букву Р, нужно посетить доктора-логопеда. Эксперт будет проводить занятия, порекомендует упражнения, методологии постановки звуков. Впрочем совладать с задачей дозволено и независимо при помощи легких упражнений.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.