Как найти суффикс в слове

Содержание

Суффиксы в русском языке в таблицах с правилами и примерами

Как найти суффикс в слове

Некоторые люди, даже окончив школу, не знают, что такое суффикс. Это печально, поскольку материал действительно очень легкий и в будущем несомненно где-либо встретится. Потому старайтесь проходить все вовремя, а если же не получается, то нагоняйте самостоятельно!

Так все-таки что такое суффикс? Суффиксом считается одна из наиболее важных частей слова, следующая за корнем. Но также встречаются и вариации, когда суффикс располагается позади окончания, такое тоже возможно. В таком случае, это будет уже не суффикс, а постфикс. Запомните это и не допускайте ошибки.

Основной функцией является образование новых слов. Стоит также отметить, что все суффиксы в русском языке имеют свое, определенное значение. Какие-то отвечают за создание уменьшительно-ласкательной формы. Какие-то за грамматическую составляющую. А какие-то за передачу более негативного отношения, например: «человечишка».

Виды суффиксов

  • Формообразующие суффиксы. Имеют достаточно большое значение, поскольку регулируют эмоциональную окраску. К примеру: зеленый-зеленее.
  • Словообразующие. Отвечают за грамматический смысл слова. К примеру: обед-обедать, соль-соленый.

Суффиксы имен существительных

Суффиксы существительных также подразделяются на группы.

1. Суффиксы, которые могут образовываться не только от имен существительных, но также и от имен прилагательных, и даже глаголов. Например: «конь-конюх«.

2. Суффиксы, образующие существительные от существительных. В этом случае слово также получает особую эмоциональную окраску: грубость, любовь, доброта, дружелюбие. Например: «гном-гномик«.

Образованные от имени существительного все суффиксы в русском языке таблица:

СуффиксыУсловия написанияПримеры
—оньк—после твердых согласныхлегонько
—еньк—после мягких согласныхисключения: заинька, паинька, баинькиМишенька
—онк-, —онок— , —енокпосле шипящих под ударениемлягушонка, гусенок
—ик—если гласная суффикса при склонении сохраняетсямальчик
—ек—если гласная суффикса при склонении удаляетсяденечек
—чик—после согласных: Д, Т, С, Ж, Здоносчик
—щик—после согласных, кроме: Д, Т, С, Ж, Зчистильщик
—ичк—от сущ. с суффиксом —иц—водичка
—ечк—после мягких согласных и шипящихМишечка
—ышк—слова среднего родагорлышко
—ушк—слова мужского рода и женского родабабушка
—о-, —е—после шипящих под ударением пишется о, без ударения егоршочек, мешочек

Слова с суффиксом —ушк-, —чик-, —ечк— и другие показывают любовное, нежное отношение к тому или иному объекту, человеку. Поэтому особенно важны.

Слова с суффиксом —ик-обозначают принадлежность, какую-либо территориальную область.

Слова с суффиксом —еньк-же основаны на оценке чего-либо, например, миленько. Также важно отметить, что слова с суффиксом —еньк-образуют именно формы, а не новые слова.

Суффиксы имен прилагательных

Правописание суффиксов имен прилагательных зависит от некоторых правил. Для того, чтобы понимать данный материал было проще, они были квалифицированны на под категории. Также суффиксы прилагательных способствуют более детальному обозначению оттенков.

Слова с суффиксом «ов» способствуют выражению привязанности к предмету(отцовский), а также слова с суффиксом «ов» заостраяют наше внимание на том, что данный объект был кем-то сделан(облицованный).

СуффиксыУсловия написанияПримеры
—ив-, —ев—в безударном положении пишется —ев-, под ударением —ив—игривый, шаловливыйИсключения: юродивый, милостивый
—оньк-, —еньк——оньк— после согласных: г, х, к;—еньк— после согласных, кроме: г, х, к.миленький, добренький, сладенький
—чив-, лив—«И» пишется в любом случае, поскольку -чев, -лив- не существуетзавистливый
—оват-, —ов-, —овит—пишутся после твердого согласногогорьковатый, зеленоватый
—еват-, —ев-, —евит—пишутся после мягк. согл. , после шипящих и «ц»марганцевитый

: суффиксы имен прилагательных

Глагольные суффиксы

Суффиксы глаголов играют крайне важную роль в слове. Наделены рычагом регулирования формообразования и словообразования. Потому на их разбор следует уделить как можно больше внимания.

Именно в данных правил дети, а иногда даже взрослые допускают больше всего ошибок. Но не стоит пугаться. Суффиксы глаголов не такие страшные, какими кажутся на первый взгляд.

Их достаточно лишь разок хорошенько выучить, а лучше всего просто понять и отложить в памяти.

СуффиксыВопросы для проверкиПримеры
-ова–ева-гл. 1 л. ед. числа должен оканчиваться на —ую-, —юю—гарантирую-гарантироватьночую-ночевать
—ыва—-ива-гл. 1 л. ед числа должен сохранять —ыва-, —ива—испытываю-испытыватьвздрагиваю-вздрагивать
-а-—и——я——е—необходимо поставить гл. в форму инфинитива или же н.ф и посмотреть, пишется ли перед суффиксом прошедшего времени —л—дышать-дышалпилить-пилиллаять-лаялразвидеть-развидел

Наречные суффиксы

Правописание суффиксов целиком и полностью зависит от двух составляющих: приставка и ударение в слове. Потому прежде чем делать поспешные выводы, посмотрите, на какой слог падает ударение и есть ли у слова такие-то приставки.

Суффиксы—А——О——У—
Приставкииз-, с-, до—за-, на-, в—по
Примерыиздавна, сначала, добелазаново, насухо, вправоповсюду, полегоньку, поначалу
Исключениясбоку, смолоду, сроду

Суффиксы наречий видео урок:

Причастные и деепричастные суффиксы

Правописание суффиксов причастий и деепричастий очень часто путают, так как людям бывает сложно различить две данные части речи. Поэтому прежде чем приступать к тому, чтобы рассмотреть суффиксы деепричастий, следует разобрать тему этих частей речи.

Различия причастий и деепричастий

Наверное, самый простой признак, по которому их можно различить — вопросы, на которые отвечают данные части речи. Причастие отвечает на вопросы имени прилагательного, например: «Какое?». Деепричастие же отвечает на вопросы, связанные с деятельностью, то есть: «Что сделав?», «Что делая».

Также, чтобы различить их можно попробовать изменить по падежам. Причастие легко поддается этому приему, деепричастие же остается неизменным. Ну, и последним довольно легким способ является — посмотреть на роль в предложении.

В данном случае, причастие будет определением, деепричастие — обстоятельством.

ПричастиеДеепричастие
Суффиксы—ущ-, —ющ——ащ-, —ящ——вш-, —ш——ем-, —ом-, —им——нн-, —енн-, —т——а-, —я——в-, —вши-, —ши—

Суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраской

Слова с суффиксом подобного формата являются попросту незаменимыми в русском языке. Они помогают людям выражать эмоции, как позитивные, так и негативные.

Также они способствуют выражению мнения, отношения к тому или иному человеку или объекту. Мама может назвать дочку «Машенька», таким образом, показав свою любовь этому человеку.

Ей необязательно расписывать в предложения, что она чувствует к своему ребенку. Одно слово иногда способно заменить тысячу.

Также такие суффиксы помогают обозначить возраст людей. Например, если мальчик шестнадцати лет скажет, что у него есть сестренка. Значит, скорее всего, речь будет идти именно о маленькой девочке. Получается, ему не нужно будет прибегать к цифрам, достаточно использовать только одно слово.

Даже если приводить пример из литературных произведение, становится понятно, что такое правописание суффиксов играет огромную роль, а особенно значимы уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Иногда автору бывает трудно передать истинные эмоции своих героев, поскольку читатель может понять это только из слов. Он не видит картинки, не слышит . А подобные, нежные слова очень выручают в таких ситуациях.

К примеру «Лисенок казался ему таким беззащитным»- писатель мог бы использовать слово «лис», но тогда бы и ласка из этих слов почти испарилась.

Суффиксы для обозначения процессов и абстракций

В большинстве случаев, людям не приходится слушать о таком ответвлении. Тем не менее, подобное правописание суффиксов существует. Наиболее часто данные виды встречаются в исторических произведениях, описаниях, классической литературе. В качестве примеров можно привести слова, образованные с помощью подобных суффиксов, такие как: обломовщина, глубина, смоленщина.

Разумеется, встречаются они нередко, если вы любите проводить время в компании книжек. Но немногие знают, что такие слова относятся к данным разрядам.

Суффиксы для обозначения людей

Такие суффиксы также называют именными, и встречаются они достаточно часто. Обычно выражают профессиональную деятельность. Из наиболее часто употребляемых можно назвать слова с суффиксом «тель«: водитель, производитель, строитель. А также суффиксы «щик«, «чик«: укладчик, ямщик.

Здесь нередко допускаются глупые ошибки, потому будьте внимательны, решая, как написать суффикс. Если перед ним располагаются такие согласные, как: з, д, т, ж, с, то ставится «чик». В случае остальных — «щик».

Суффиксы для обозначения растений

Одним из последних последних направлений суффиксов являются — растения. Иногда люди путают, думая, что названия большинства растений представляют один сплошной корень. Но это абсолютно неверная информация. В названиях кустарников, злаков, плодов точно также есть суффиксы, которые как раз таки помогают нам не путаться в бесчисленном множестве интересных названий.

Самыми популярными суффиксами считаются «иц» и «ниц». Из примеров можно привести: чечевица, лиственница и многие другие.

Источник: https://russkiy-pravilno.ru/suffiksy-v-russkom-yazyke/

Как разбирать слова по составу

Как найти суффикс в слове

Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий.

Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу.

К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.

Как научить ребенка разбирать слова по составу?

Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.

Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:

  • ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
  • не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
  • не владеет алгоритмом разбора слов по составу.

Первое, что нужно сделать — это выучить части слова

Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.

Корень

 Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова. 

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Приставка

 Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Суффикс

 Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. 

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.

Окончание

 Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. 

Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.

Основа слова

 Основа слова – это  часть слова без окончания. 

В основу слова входит приставка, корень и суффикс.

Тест «Состав слова»

1.Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК? а) антонимы;б) синонимы;

в) родственные.

2. Часть слова без окончания называется: а) основой;б) корнем;

в) суффиксом.

3.Общая часть родственных слов называется: а) основой;б) корнем;

в) окончанием.

4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образованияновых слов — это: а) окончание;б) суффикс;

в) приставка.

5. Определи окончание в слове мечтой. а) -той;б) -ой;

в) -й.

6. Продолжи фразу. Основа слова — это: а) изменяемая часть слова;б) общая часть родственных слов;

в) часть слова без окончания.

7.Из каких частей может состоять основа слова? а) приставка, корень, окончание;б) корень, суффикс, окончание;

в) приставка, корень, суффикс.

8. Определи, в какой строке все слова однокоренные. а) гусеница, гусь, гусята, густой;б) школа, школьный, пришкольный, школьник;

в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.

9. Дополни фразу. Приставка — это: а) часть слова, которая стоит перед корнем;б) часть слова, которая стоит после корня;

в) служебная часть речи.

10. Какое из данных слов имеет приставку по-? а) полезный;б) подарок;

в) по дороге.

11. Дополни фразу. Суффикс — это: а) часть слова, которая стоит перед корнем;б) изменяемая часть слова;

в) часть слова, которая стоит после корня.

12. Выбери слово с суффиксом. а) завод;б) зонтик;

в) собака.

13.Выбери значимые части слова. а) приставка, корень, окончание;б) корень, суффикс, окончание;

в) приставка, корень, суффикс.

Схема морфемного разбора слова

  1.  Определи  слово как  часть речи.
  2.  У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов  нет окончания).

  3.  Укажи  основу слова.
  4.  Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
  5.  Выдели приставку.
  6.  Выдели суффикс.

покупка

1. Часть речи -имя существительное

2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)

3. основа — ПОКУПК-

4. корень -КУП-

5. приставка ПО-

6. суффикс — -К-

пришкольный 

1. Часть речи -прилагательное

2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)

3. основа — ПРИШКОЛЬН-

4. корень -ШКОЛЬ-

5. приставка ПРИ-

6. суффикс — -Н-

расцветают

1. Часть речи -глагол

2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)

3. основа — РАСЦВЕТА-

4. корень -ЦВЕТ-

5. приставка РАС-

6. суффикс — -А-

Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи

Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.

Самые распространённые приставки русского языка:

без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)

Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.

Самые распространённые суффиксы имен существительных

ан-(-ян-), —ани (-яни), —анин(-янин), —ач, —ени, —ет-,-ть-, —еств-(-ств-), —есть, —ец, —изм, —изн-, —ик(-ник), —ин, —ист, —итель(-тель), —их —иц-(-ниц-), —к-, —л-, —лк, —льник, —льщик(-льщиц-),  —от-, —ость, ун, —чик(-чиц-, —щик)

Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.

Например:

  • ик — образует лицо, обладающее качеством (медик, старик)
  • иц — лицо или животное женского пола (девица, курица, тигрица)
  • ист, щик, ач — лицо, принадлежащее к области деятельности (парашютист, барабанщик, скрипач)
  • ник — лицо, предмет, место, животное (всадник, плавник,хищник,ледник)
  • ошк, ушк,  чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно—ласкательную форму предмету.

Суффиксы прилагательных

—ал(-ел-), —ан(-ян-), —аст(-ат-), —ев(-ов), —еват(-оват-), —ен, —енн(-онн-), —енск(-инск-), —ив(-лив,-чив-), —ин, —ит(-овит-), —к, —л, —н(-шн-), —тельн-, —уч(-юч,-яч-), —чат, —к(а), —ск,  —тель, —ист—

Суффиксы глаголов

—а (-я, —ка), —е, —ева (-ова, —ыва, —ива), —и, —л,  —ну, —ся, сь, —ть (-ти)

Полезно помнить:

  • л — образует прошедшее время (был, спал, плыл)
  • ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола (инфинитив) (нести, делать, беречь)

Пятое — обязательная тренировка

Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.

Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах

Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.

  1 вариант

1.Разбери слова по составу:                                                                           

Времена, перевязь, глоток,  гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок,  билет, свисали, проводила, беленький

2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Тепло — …………………………………………………………………………

3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставкакореньсуффиксокончание
беззащитныйдаритьвкусныйдобрый
подъехатьводасводныйтяжёлый
безобразныйжизньсъеденныйбелый
донёспришкольныйводныйчёрный
простотадомашнийцветикключи
поворотсадиксвалкарыба
замёрзсухаякучакурица
вышёлдумакаменщиксмысл
завёлжаркийрыбкаодежда
подходзаставалавкасорока

     2 вариант

1)Разбери по составу:                                                                        

качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток

2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Стена — ………………………………………………………………………….

3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставкакореньсуффиксокончание
коньлетоплакучиймягкий
подтянуллокотокмясникмолодость
вписатьпроходитьзимамяч
прожитьводителькнигасады
заяцчасыкормовойземляной
сроккотёнокмирножницы
заряшколалесникрадость
ссорапокраситьнизкийлодка
стулсиреневыйпогодакарандаш
подъездполекрышаполк

По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.

Тренировочная работа по теме «Состав слова»

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Источник: http://naymenok.ru/kak-razobrat-slovo-po-sostavu/

Что такое суффикс в русском языке?

Как найти суффикс в слове

Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит обыч­но для обра­зо­ва­ния новых слов.

Чтобы понять, что такое суф­фикс в рус­ском язы­ке, нач­нем с того, что сло­во состо­ит из осно­вы и окон­ча­ния. В осно­ву вхо­дят все мор­фе­мы, кро­ме окон­ча­ния, кото­рое явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной частью сло­ва, и фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов.

В мор­фем­ном соста­ве сло­ва суф­фикс рас­по­ла­га­ет­ся непо­сред­ствен­но за кор­нем:

Эта мор­фе­ма слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов и неко­то­рых грам­ма­ти­че­ских форм.

Суффикс — это мор­фе­ма, кото­рая сто­ит после кор­ня или после дру­го­го суф­фик­са и слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов или их форм.

Словообразовательные суффиксы

В рус­ском язы­ке новые сло­ва обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­сов:

  • дом → домик;
  • тра­ва → травяной;
  • соло­вей → соловьиный;
  • груст­ный → грустно.

Такой спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов назы­ва­ет­ся суф­фик­саль­ным.

Значения суффиксов

Обратим вни­ма­ние, что сло­ву «домик» суф­фикс -ик- при­да­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние.

Значит, суф­фик­сы не толь­ко обра­зу­ют новое сло­во, но и могут при­да­вать ему допол­ни­тель­ное зна­че­ние лас­ка­тель­но­сти, умень­ши­тель­но­сти или уве­ли­чи­тель­но­сти, пре­не­бре­же­ния.

С помо­щью таких суф­фик­сов гово­ря­щий выска­зы­ва­ет свое отно­ше­ние к пред­ме­там и явле­ни­ям. Например, выде­лим оце­ноч­ные суф­фик­сы в соста­ве слов:

  • мысль → мыслишка;
  • снег → снежок;
  • рыба → рыбешка;
  • чело­век → чело­вечище.

Обратим вни­ма­ние на чере­до­ва­ние кор­не­вых соглас­ных перед суф­фик­са­ми: г//ж, к//ч.

СуффиксыИх зна­че­ниеПримеры
-к-Придают сло­вам умень­ши­тель­ное или лас­ка­тель­ное зна­че­ниетуча – туч­ка
-ик-дождь – дож­дик
-ок-ветер – вете­рок
-ичк-вода – водич­ка
-ник-Указывает на про­фес­сию или зани­ма­е­мую долж­ностьпечь – печ­ник
-щик-бетон – бетон­щик
-тель-учить – учи­тель
-ист-связь – свя­зист
-арь-воро­та – вра­тарь
-есть-Обозначает свой­ство или каче­ствосве­жий – све­жесть
-от-пря­мой – пря­мо­та
-изн-белый – белиз­на
-ищ-Называет местопожар – пожа­ри­ще

Один или два суффикса?

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов мож­но ука­зать не один, а два и даже три суф­фик­са, кото­рые нани­зы­ва­ют­ся друг за дру­гом, как бусин­ки, на про­из­во­дя­щую осно­ву. Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, сколь­ко суф­фик­сов в сло­ве, состав­ля­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и нахо­дим про­ме­жу­точ­ные сло­ва с опре­де­лен­ным суф­фик­сом:

  • учить → учеба → учеб­ник;  учебник;
  •  цвет → цветистый → цве­тистость; цветистость.

Рассмотрим мор­фем­ный состав слов «шапоч­ка», «весточ­ка», «зава­роч­ка». Выясним, мож­но ли в их соста­ве ука­зать общий суф­фикс -очк-.

Понаблюдаем:

  • шапка → шапочка (к//ч, бег­лая глас­ная «о» в корне);
  • весть → весточка;
  • варить → заварить → заварка → заварочка (в суф­фик­се -оч- чере­ду­ют­ся к//ч и бег­лая глас­ная «о»).

Только в отгла­голь­ном суще­стви­тель­ном «зава­роч­ка» выде­лим два суф­фик­са. В соста­ве слов «шапоч­ка» и «весточ­ка» при всей их похо­же­сти раз­ные суф­фик­сы: -к- и -очк-.

Суффиксы частей речи

В мор­фем­ном соста­ве слов каж­дой части речи суще­ству­ют свои харак­тер­ные суф­фик­сы.

Например, у суще­стви­тель­ных суф­фик­сы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель обра­зу­ют назва­ния лиц муж­ско­го рода по про­фес­сии или роду заня­тий:

  • лётчик
  • водо­про­водчик
  • фонарщик
  • бетонщик
  • ака­демик
  • трагик
  • машинист
  • лингвист
  • писатель
  • читатель.

У имён при­ла­га­тель­ных ука­жем свой набор суф­фик­сов:

  • -ив-/-ев- (ленивый, плюшевый);
  • -чив- (задумчивый, вкрадчивый);
  • -лив- (заботливый, дождливый);
  • -ист- (пре­рывистый, золотистый);
  • -ов- (кокосовый, деловой);
  • -оват-/-еват- (смугловатый, ноздреватый) и т. п.

Глаголы име­ют суф­фик­сы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:

  • смотреть
  • пилить
  • мур­лыкать
  • полоть
  • раз­ведывать
  • рас­крашивать
  • беседовать
  • танцевать
  • стукнуть.

Формообразующие суффиксы

Суффиксы обра­зу­ют не толь­ко новые сло­ва, но и их грам­ма­ти­че­ские фор­мы. Такие суф­фик­сы мы назо­вем фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми. Они не вхо­дят в осно­ву сло­ва.

Например, фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -л-, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве инфи­ни­ти­ва:

  • мур­лы­кать  мур­лы­кал;
  • отво­зить  — отво­зил;
  • засеять — засеял;
  • воз­не­на­ви­деть — воз­не­на­ви­дел.

Причастие обра­зу­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы:

  • -ащ-/-ящ- (летящий, визжащий), -ущ/-ющ (мур­лычущий, борющийся);
  • -им-/-ем- (при­носимый, белеемый);
  • -вш-, -ш- (опавший, при­нёсший);
  • -нн-, -енн-, -т- (раз­веянный, поваленный, натёртый).

У осо­бой гла­голь­ной фор­мы дее­при­ча­стия можем вычле­нить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы:

    • -а/-я (бегая, слыша);
    • -в, -вши, -ши (услы­шав, скрывшись, потрясши).

Формы срав­ни­тель­ных сте­пе­ней при­ла­га­тель­ных и наре­чий обра­зу­ем с помо­щью суф­фик­сов:

  • кра­си­вый — кра­сивее, кра­сивейший;
  • весе­ло — веселее;
  • чисто — чище.

Как найти суффикс в слове?

Чтобы най­ти суф­фикс дей­ству­ем так.

Сначала выде­лим в сло­ве окон­ча­ние, затем — корень. Часть сло­ва меж­ду кор­нем и окон­ча­ни­ем и будет суф­фик­сом.

Образец рассуждений

котё­нок — ?

1. котёнка, котёнку

Изменив суще­стви­тель­ное по паде­жам, выяс­ним, что в сло­ве «котё­нок» нуле­вое окон­ча­ние.

2. кот, котик, котище

Подобрав род­ствен­ные сло­ва, опре­де­лим, что в сло­ве «котё­нок» корень —кот—

3. котёнок  

Суффикс в сло­ве «котё­нок» — —ёнок— (сто­ит меж­ду кор­нем —кот— и нуле­вым окон­ча­ни­ем).

урок

Средняя оценка: 4.3. Проало: 20

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sostav-slova/suffiks/chto-takoe-suffiks.html

Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку

Как найти суффикс в слове

 Распечатать запись

Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:

друг, друж-ок, рам-оч-к(а).

Формообразующие (словоизменительные) суффиксы

Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными).  При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.

Например,

  • суффикс –ть ( -ти) образует неопределенную форму глагола: сиде-ть, нес-ти
  • суффикс -л- — форму глаголов прошедшего времени: чита-л, дума-л.

Суффиксы –ть ( -ти),  -л-  не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять  после окончания:   пойд(ем)-те, поед(ем)-те.  

Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя:

причесыва(ю)сь = причесыва(ю) себя.

Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после окончания:

закрыва(ет)ся, умыва(ю)сь

Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.

Напомню, что:

  • словоизменение — это образование форм одного и того же cлова.
  • словообразование — это образование новых слов.

Суффикс может быть не обозначен буквами

Суффикс или часть суффикса может быть скрытой, то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.

После гласных и после Ь, Ъ  буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] ( или часто обозначается [j’]). Именно этот звук может оказаться  суффиксом или  частью суффикса.

Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
Например:

врунья — [врун’ /й’ / а] , эмиграция — эмигр[/ацый’/а],  двое — дв[/ой’/э], лисьего [л’ис’/й’/ива], лисьей [л’ис’/й’/ий’].

Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный:

  1. Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) — стар-инн(ый) ⇒ корень стар-, окончание -ый;
  2. Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн-. Находим слово стар-ин(а), в котором -ин— — суффикс, выделяем его: стар-ин-н(ый).
  3. Рассматриваем оставшееся -н-. Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса -н-
  4. Докажем правильность выбора морфемы -н-, подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы «связаны» с частями речи): огород(ый) (от огород), мод-н(ый) (от модный), осен-н(ий) (от осень). Это доказывает правильность выделения морфемы.
  5. Вывод: стар-ин-н(ый).

Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.

Более подробно см. Выделение суффикса в  слове.

Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.

Суффиксы

Пример

Их работа
Образуют существительные
-к–ик–ек–ок–еньк–оньк–ечк–очк–ушк-

-юшк-

рыба — рыбка
ключ — ключик
замок — замочек
друг — дружок
рука- рученька
лиса- лисонька
Ваня – Ванечка
игла – иголочка
дед – дедушка
поле — полюшко
Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок
-ник–чик–щик–тель–ниц-

-к-

лес — лесник
возить — возчик
барабан — барабанщик
учить — учитель
учить — учительница
радист — радистка
Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий
Образуют прилагательные
-ист–ск–ов–ев-

-н-

скала — скалистый
город — городской
горох — гороховый
шаль — шалевый
лето — летний
Образуют глаголы
-а–и–е–ова-(-ёва-)

-ива-(-ыва-)

звук – звучать
рана –ранить
белый – белеть
зима – зимовать
кольцо — кольцевать
укачать — укачивать
открыть -открывать
-ся-(-сь-)учить — учиться — учусь
лечить — лечиться — лечусь
Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.
Формообразующие суффиксы
-ть-
-ти-
читать
нести
Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.
-л-читаю – читал ;
говорю — говорил
Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.

У глаголов, оканчивающихся на -чь, часть слова —чь входит в состав корня: жечь, печь.

Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н.

Словообразовательный словарь русского языка , Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т.

Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .

© 2011 – 2020 Учим русский язык
Карта сайта

Источник: http://tutrus.com/morfemika/suffiksy-nachalnaya-shkola

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.