Что такое сонорные звуки

Произношение английских сонорных согласных звуков

Что такое сонорные звуки

Завершаем серию статей о произношении английских звуков. Сегодня расскажем и покажем видео по произношению сонорных, сдвоенных и других согласных фонем. Сонорные, или сонанты, очень близки к гласным и контрастны глухим придыхательным согласным. Это согласные, которые произносятся без активной вибрации ых связок.

Сонорные согласные в английсмком

В английском – 8 сонантов: [m, n, l, ŋ, h, j, r, w]. Очень часто у них нет глухой пары, однако они могут поменять тональность или подвергнутся отвердению. Сонорные звуки, зависимо от того, в какой части ротовой полости образуются, бывают:

  • Заднеязычными ([ŋ])
  • Переднеязычными боковыми ([l])
  • Переднеязычными носовыми ([n])
  • Губно-носовыми ([m])
  • Гортанными, щелевыми ([h])
  • Среднеязычными серединными ([j])
  • Губно-серединными ([w]).

Особых затруднений при их произношении у вас возникнуть не должно. Повторяйте за репетитором с видео, и все у вас получится.

Как научиться произносить сдвоенные звуки?

Произношение сдвоенных звуков

Кроме глухих, звонких и сонорных согласных в английском языке есть сдвоенные звуки (Dou­ble Con­so­nants).

Их совсем мало, но вам нужно научиться правильно их произносить, если вы встретите их при чтении.

Dou­ble Con­so­nants – это два согласных, которые сливаясь в одну фонему, произносятся неразрывно. Причем один из них выражен сильнее другого.

[ks]

Этот сдвоенный звук читается как сочетание русских “к” и “с”, причем очень быстро. При письме обозначается буквой «x»: x – fix, x — X‑ray [‘eksreɪ], x – mix.

[kw]

Эта фонема произносится как соединение [k] и [w]. Звук [k] при этом короткий и шумовой. На письме встречается в виде буквосочетания «qu»: qu — ques­tion [‘kwesʧən], qu — ubiq­ui­tous [juː’bɪk­wɪtəs].

Этого вам достаточно, чтобы понять суть произношение сдвоенных фонем.

как произносить сонорные согласные

А сейчас перейдем к просмотру видео, чтобы научиться правильному произношению английских сонорных согласных.

[m]

Аналог русского «м». Выражается «m» или «mm». При этом конечная согласная, следующая за «m» чаще всего не произносится:

  • m –mir­ror
  • mm – sum­mer
  • mb – comb
  • mn – col­umn

[n]

Как и наш «н». Передается «n» или «nn». Если встречается вместе с [k] в начале слова и получается буквосочетание «kn», то [k] не читается:

  • kn — knock [nɔk]
  • nn — inner
  • n – name

[ŋ]

Нет аналогов в русском языке. Произнося его, пропускайте «н» через нос. Передается через:

[h]

Нет, это не русский «х». Чтобы правильно произнести его, нужно переднюю часть и кончик языка поднять к альвеолам, почти не создавая преграды для прохождения воздуха. Сренюю часть необходимо поднять к твердому нему и произнести на выдохе этот звук, таким образом, его смягчая. Выражается на письме буквой «h»:

  • h – hare
  • h — huge
  • h — inhab­i­tant

[l]

А вот здесь соответствие нашему «л». Воздух, выдыхаемый легкими, пролетает через щель между языком и небом. Звучание – звонкое, а значит, в процессе его произношения участвуют также и ые связки. Передается «l» или «ll»:

[r]

Произнося эту фонему по-русски, мы прижимаем кончик языка к деснам и создаем некий тарахтящий звук. В английском же он короче и не тарахтящий. Произнося его нужно, кончик языка загнуть к небу. Обозначается на письме так:

[w]

Это НЕ «в», скорее это «у», но чтобы его произнести, надо вытянуть губы, как при прочтении «у», но произнести более резко и энергично. Выражается следующими буквосочетаниями:

  • w — swim
  • w — week
  • wh — wheel

[j]

Наше «й», то есть «и» краткое. Передается такими буквенными совмещениями как:

  • y — yes
  • u — cure
  • eau — beau­ti­ful
  • ew — stew

Наконец, мы закончили цикл статей об английской фонетике. Для комфортного чтения, письма и общения вам вполне достаточно этих знаний. А выучить произношение нескольких десятков английских звуков, благодаря обучающему видео, вам удастся очень быстро. Главное, тренируйтесь больше и чаще.

Смотрите демонстрационное видео и повторяйте за педагогом. А я, как всегда, пожелаю вам успехов!

Источник: https://EnglishFull.ru/fonetika/sonornye-soglasnye.html

Сонорные звуки: определение и примеры

Что такое сонорные звуки

В школьной программе доходчиво объясняют, что такое сонорные звуки. Сведения фонетики пригодятся в жизни, так как речь определяет образованного человека. Зачастую дети не могут вымолвить звучные согласные. Вследствие этого немаловажно ознакомиться с информацией о данной фонеме.

Сонорные звуки в русском языке

Тренировка произношения сонорных звуков по книге

Первым делом необходимо понять, какие звуки сонорные. Это звонкие согласные, которые почти не образовывают шума при звучании. Написание термина различается от произношения. В качестве примера можно рассмотреть слово «след», которое слышится как «слет». Существует глухой и звонкий сонорный согласный звук.

К звучным фонемам имеют отношение следующие буквы и их мягкие варианты: р, л, м, н, й.

«Р» является достаточно звонкой и дрожащей фонемой, которая возникает в области альвеол (отверстие, где располагается зубной корень).

«Л» формируется, когда воздух проходит по кончику языка и соприкасается с альвеолами.

«М» – носовой звук, в образовании которого участвуют обе губы.

«Н» возникает при смыкании кончика языка с верхним рядом передних зубов.

А вот когда задняя часть языка поднимается к нёбу, то создаётся буква «Й». Турбуленция при этом не возникает. В международном алфавите фонетики «Й» представлен как j или «йот».



Характеристика сонорных звуков

В переводе с латинского «сонорный» означает «звучный». При формировании всех сонорных звуков задействован голос. Шум слышен в минимальном количестве. Когда воздух проходит через мягкое нёбо, появляется звук.

отличительная черта состоит в том, что звучание в любом случае находит обходные пути. В зависимости от этого фонеме дают название по месту образования. Сонорные согласные звуки в богатой русской речи не имеют фонетических пар. В любом случае они бывают исключительно звонкими. Окончание слова не оглашается, как это обычно происходит с прочими звонкими согласными.

Акустическая характеристика

Акустическая характеристика звуков

Первым делом акустика классифицирует фонемы по звонкости. Они бывают вокальными (сонорный гласный звук) и не вокальными (образующие шум).

А также разделение происходит по силе. Критерий определяет консонантные и не консонантные звуки. Последняя акустическая характеристика касается высоты.

В зависимости от колебания частиц воздуха распознают высокие и низкие фонемы.

Ротовые и носовые сонорные звуки

Согласные можно распределить, отталкиваясь от положения мягкого нёба. Есть ротовые (чистые) фонемы, которые образуются благодаря прижиманию задней части нёба к стенке зева.

Из-за этого воздух не может проникнуть в носовую полость. Когда мягкое нёбо открывается, то и кислород может поступать в нос, благодаря чему образуются носовые звуки.

К назальным фонемам можно отнести буквы «м» и «н», а также их смягчённые формы.

Сонорные звуки в логопедии

К логопеду чаще всего обращаются, когда требуется исправление неправильного произношения. Если ребёнок имеет хороший слух, но не может чётко воспроизвести звучные согласные, то такое явление в логопедии носит название «дислалия». В этом поможет коррекция речи с помощью специальных упражнений.

Причины проблем с произношением:

  • Физиологические и неврологические. Это могут быть последствия ушных, горловых, носовых заболеваний.
  • Недостаток внимания родителей. Они могут прилагать недостаточно усилий, чтобы ребёнок научился верно произносить слова.
  • Двуязычное воспитание. Если члены семьи говорят на различных языках с отличающимся фонетическим строем, то можно путаться в правильном произношении.
  • Плохой пример. Если окружающие неверно говорят, то такой образец и будет использовать ребёнок.
  • Трудности с различением звуков. Даже если человек имеет безупречный слух, то это неоградит его от данной проблемы.

Отчётливых правил верного произношения нету. В некоторых странах постановке согласных не придают большого значения.

Как научиться произносить звучные согласные?

Логопед с помощью верной техники постановки сонорных звуков поможет избавить ребёнка от дислалии. Чем раньше родители обратятся к профессионалу, тем быстрее решится речевое нарушение.

Способы лечения дислалии:

  • Операция. Требуется, если причина проблемы заключается в дефектах строения тела.
  • Смена круга общения. Если ребёнок имеет неправильное понимание произношения из-за социальных факторов, то можно найти другую среду для коммуникации.
  • Работа с родителями. Прежде всего, они должны давать правильный пример. Зачастую мама, папа и другие родственники начинают сюсюкаться, чем сбивают малыша с толку. Обучение артикуляционным техникам, моторике, решение проблем с направлением воздуха это подготовительный этап, который проводит логопед.
  • Изучение на память слов, словосочетаний, предложений, проводится автоматизация сонорных звуков. Далее потребуется разбивать слова на слоги и буквы.
  • Тренировка произношения в повседневной жизни, продолжается автоматизация. Ребенок должен регулярно оттачивать свои навыки на практике, поборов волнение.

Чтобы избавиться от речевого дефекта, следует посещать логопеда для постановки сонорных звуков. Параллельно делать домашнюю гимнастику. Даже сложные ситуации можно исправить за полгода усердной работы.

Источник: https://akademiarechi.ru/stimylirovanie-rechi/sonornye-zvuki/

Сонорные звуки – виды, характеристики и особенности произношения

Что такое сонорные звуки

Основное определение может натолкнуть на мысль о том, что сонорные звуки в русском языке являются самыми простыми для произношения, так как это не требует приложения особых усилий.

На самом же деле все не так просто, как может показаться на первый взгляд, и для того, чтобы понять, в чем заключается особенность сонорных звуков, необходимо углубиться в это понятие, изучив его классификацию, роль в фонетике и в языке в целом.

Классификация согласных

В первую очередь необходимо научиться отличать сонорные звуки от не сонорных, внимательно изучив для этого общую классификацию согласных.

Не секрет, что все они отличаются друг от друга не только по типологии, но и в зависимости от места образования, под которым подразумевается участок, отвечающий за начало формирования звука.

Согласно теории, все согласные делятся по этим признакам на следующие группы:

  • Губной. Формирование полностью зависит от положения губ по отношению друг к другу и остальным органам. Так, произношение одного звука может требовать одного только смыкания губ, тогда как другой будет формироваться при касании верхних или нижних зубов к внутренней части губ.
  • Корональный. Произношение этих звуков обеспечивается касаниями кончика языка внутренней части верхних или нижних резцов, а также альвеол разной интенсивности.
  • Дорсальный. Эти звуки образуются при взаимодействии языка и неба.
  • Глоточный или горловой. Создается без участия языка, неба, зубов и альвеол с участием одной только гортани.
  • Глоттальный. Отличается от глоточного тем, что для произношения согласных выполняется смыкание ых связок.

Примечательно, что сонорные звуки могут входить в любую из этих групп. В то же время они образуют индивидуальную группу по степени звучности. А чтобы научиться отличать такие звуки от звуков, которые получаются при произношении других согласных, рекомендуется ознакомиться со следующей таблицей:

Название звуковой группы Общая характеристика произношения
Аппроксиманты Фактически не относятся ни к гласным, ни к согласным звукам, занимая среднее положение между ними. В качестве примера можно привести английскую букву «W».
Сонорные Практически не образуют шума при произношении или создают его в минимальном количестве
Фрикативные Образование звука становится возможным только при неполном закрытии ого тракта
Звуки, образующиеся при замедленном высвобождении воздуха гортанью Произношение корректируется замедлением высвобождения воздуха ым трактом

Стоит отметить, что к сонорным звукам относятся некоторые аппроксиманты, характеризующиеся аналогичным фрикативным образованием, но без сопутствующего шума.

Кроме того, к этой группе часто относят носовые согласные, образуемые посредством опущения мягкого неба, благодаря чему воздух проходит через отверстия носа, одноударные (флэпы), производящиеся одним только усилием органа артикуляции, а также дрожащие, создающие вибрацию.

Значение в русском языке

Все сонорные звуки выше фрикативных, имея свойство образовывать вершину слога в языковых формах, чувствительны к их звучности. В то же время звуки, которые произносятся с особым нажимом, ограничивают воздушный поток, провоцируя тем самым волновую турбулентность, или же являются свистящими, не относятся к сонорным. В русском языке сонорными считаются следующие звуки:

  • «Р» — несмотря на то что этот звук является дрожащим, он образуется в результате касания языка области альвеол (прикорневой области зубов), находясь выше фрикативных, а значит относясь к сонорным.
  • «Л» — произношение этого звука предполагает пропускание воздушного потока через кончик языка непосредственно во время касания альвеол.
  • «М» — этот звонкий звук относится к носовым, так как при его произношении воздух пропускается через нос при параллельном смыкании верхней и нижней губы и создании турбулентности легкими.
  • «Н» — образуется звук при касании кончика языка с верхними резцами.
  • «Й» — произношение обеспечивается восхождением и смыканием задней части языка с небом, причем без образования турбулентного потока.

Примечательно, что сонорными будут считаться и все смягченные варианты этих звуков.

Контрастными (противоположными) по отношению к этим звукам будут считаться те, которые неизменно вызывают турбулентность в ом тракте при произношении.

Кроме того, стоит выделить определенную размытость между аппроксимантами и звонкими фрикативными звуками, образующимися в области задней гортанной стенки, из-за которой их очень легко перепутать с сонорными.

https://www.youtube.com/watch?v=GIpD3Kfd-lw\u0026list=PLjCUdGf85jemsYt1AYEIcBJgpf3KYrsV0

Иногда согласные фарингального типа выступают в качестве полугласных, которые соответствуют звуку «а», или же полностью меняют свою тональность, в итоге становясь твердыми, образуя фрикативные согласные или другой тип звучания.

Еще одна отличительная черта сонорного звучания заключается в том, что они далеко не всегда имеют глухую пару. И в качестве наглядного примера можно привести звук «л», который может быть только звонким.

А вот в некоторых других языках, типа тибетского или бирманского, наоборот, он является парным, требуя других действий во время глухого произношения.

Фонетический разбор и логопедия

Название сонорных звуков происходит от латинского слова «sonorus», что дословно переводится как «звучный». Объясняется выбор такого наименования тем, что в формировании звука участвует голос, притом что образующий его в ротовой полости воздушный поток способен находить свои пути обхода, из-за чего он и становится совсем не шумным.

Кроме того, в конце произносимого слова с такими включениями так и не происходит оглушения, как это часто случается во многих других случаях.

Звуковые характеристики

Для того чтобы понять, что значит сонорный в фонетическом разборе, необходимо в первую очередь разобраться в основных характеристиках его звукового произношения. Так, специалисты выделяют как минимум две разных группы, которые напрямую зависят от положения так называемой небной занавески:

  • Ротовая. Для этой группы звучания сонорного типа характерным является приподнятие стенки неба и его примыкание к зеву в области задней его стенки, в результате чего происходит автоматическое перекрытие прохода в носовую полость для воздушного потока. В итоге формирование получается ротовым или чистым без малейшего намека на турбулентность и другие шумовые вибрации.
  • Носовая или назальная. В этом случае из-за того, что небная занавеска уходит вниз, проход в носовую полость для струи воздуха, напротив, открывается, благодаря чему она выполняет функцию своеобразного вспомогательного звукового резонатора во время произношения.

Особенности разбора

Для закрепления полученных в этой области знаний рекомендуется прибегать к популярному еще с советских времен упражнению, которое подразумевало выполнение разбора слова на отдельные фонемы. Что касается выполнения поставленной задачи, то чаще всего она подразумевает соблюдение следующего алгоритма действий:

  • На первом этапе слово произносится вслух (возможно, несколько раз для лучшего восприятия всех его составляющих элементов).
  • Второй шаг подразумевает записывание этого слова в полном соответствии правилам орфографии.
  • Переход на следующий этап заключается в разбивке слова по слогам с обязательным обозначением единственно верного места ударения.
  • Разбивка на отдельные слоги позволяет безошибочно обозначать возможные места переносов слова с одной строки на другую, что также является важным упражнением для фонетического разбора.
  • Далее выполняется разбор каждой буквы с детальным описанием всех ее звуковых характеристик (наличие пары, твердость или мягкость и прочее). На этом же этапе следует идентифицировать сонорность, если таковая присутствует в разбираемом слове.
  • После того как все этапы будут пройдены, осуществляется подсчет всех букв и звуков, притом что эти результаты часто не совпадают, и это является абсолютной нормой.

По итогам выполненных работ осуществляется еще одно аналитическое действие, направленное на определение соотношения написания и произношения. Проще говоря, перед тестируемым стоит задача по определению соответствия того, что было написано, тому, что было произнесено.

Возможные проблемы и их устранение

В последнее время все большему числу родителей приходится бывать у врачей-дефектологов по причине плохого произношения у детей. И чаще всего поводом для обращения становится нарушение у ребенка выговаривания парных и непарных согласных. Эта патология имеет свойство называться дислалией, для которой характерным является хороший слух, но трудности воспроизведения определенных букв.

https://www.youtube.com/watch?v=4uI4umnGijE\u0026list=PLjCUdGf85jemsYt1AYEIcBJgpf3KYrsV0

Постановку таких букв делать можно и нужно, главное только дать возможность логопеду разобраться в первопричинах, спровоцировавших текущую проблему. Обычно в этот список входят следующие негативные факторы:

  • Проблемы, связанные с физиологией. Иногда нарушение произношения обусловлено анатомическими особенностями, которые, в свою очередь, могут носить первичный (врожденный) или вторичный (приобретенный) характер, часто вызванный развитием хронических ЛОР-заболеваний.
  • Неврология. Психические отклонения также могут стать причиной задержки речевого развития или патологии.
  • Дефицит воспитания. Не стоит думать, будто речевые способности всегда развиваются автоматически, ведь каждый ребенок индивидуален, и то, что легко дается одному, не дается другому. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют уделить максимум внимания развитию детской речи во избежание закрепления в ней каких-то серьезных дефектов или ошибок.
  • Билингвизм. Дети, воспитываемые двуязычными родителями, также зачастую имеют серьезные проблемы с произношением, особенно если используемые в семье наречия относятся к несовместимому фонетическому строю.
  • Окружение. Если в обществе ребенка имеют место другие дети или взрослые с проблемным произношением, то высока вероятность того, что именно этот фактор спровоцировал речевые ошибки.
  • Нарушения слуха. Идеальный музыкальный слух не является стопроцентной гарантией правильного распознания всех фонем речи.

Важно помнить, что выбор коррекции и ее успешность будут напрямую зависеть от того, насколько правильно специалисту удалось установить причину развития дислалии.

К примеру, в случае выявления анатомической патологии показанным становится хирургическое вмешательство. Если же причиной всему является круг общения крохи, то его желательно сменить.

Огромное значение имеет и скорость реагирования, ведь чем раньше будет начато лечение, тем более продолжительного и устойчивого результата можно будет добиться в дальнейшем.

Эффективнее всего себя зарекомендовала комплексная терапия, которая подразумевает не только регулярные занятия с врачом-дефектологом, но и постоянное выполнение домашних упражнений с ребенком.

Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/sonorny%D0%B5-zvuki.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.