Что такое эмпирическое познание

Содержание

Эмпирическое и теоретическое познание

Что такое эмпирическое познание

Научное познание можно разделить на два уровня: теоретический и эмпирический. Первый основывается на умозаключениях, второй – на опытах и взаимодействии с исследуемым объектом. Несмотря на различную природу, эти методы обладают одинаково большим значением для развития науки.

Эмпирические исследования

В основе эмпирического познания лежит непосредственное практическое взаимодействие исследователя и изучаемого им объекта. Оно состоит из экспериментов и наблюдений. Эмпирическое и теоретическое познание противоположны – в случае с теоретическими исследованиями человек обходится лишь собственными представлениями о предмете. Как правило, такой способ является уделом гуманитарных наук.

Эмпирические же исследования не могут обойтись без приборов и приборных установок. Это средства, связанные с организацией наблюдений и экспериментов, но помимо них есть еще и понятийные средства. Их используют в качестве специального научного языка.

Он обладает сложной организацией. Эмпирическое и теоретическое познание ориентированы на исследование явлений и возникающих между ними зависимостей. Проводя эксперименты, человек может выявить объективный закон.

Этому также способствует изучение явлений и их корреляции.

Эмпирические методы познания

Согласно научному представлению эмпирическое и теоретическое познание состоит из нескольких методов.

Это совокупность шагов, необходимых для решения определенной задачи (в данном случае речь идет о выявлении неизвестных прежде закономерностей). Первый эмпирический метод — это наблюдение.

Оно представляет собой целенаправленное исследование предметов, которое в первую очередь опирается на различные органы чувств (восприятия, ощущения, представления).

На своем начальном этапе наблюдение дает представление о внешних характеристиках объекта познания. Однако конечная цель этого метода исследования заключается в определении более глубоких и внутренних свойств предмета. Распространенное заблуждение заключается в идее о том, что научное наблюдение представляет собой пассивное созерцание. Это далеко не так.

Наблюдение

Эмпирическое наблюдение отличается детальным характером. Оно может быть как непосредственным, так и опосредованным разными техническими устройствами и приборами (например, фотокамерой, телескопом, микроскопом и т. д.).

По мере развития науки наблюдение становится все более комплексным и сложным. У этого метода есть несколько исключительных качеств: объективность, определенность и однозначность замысла.

При использовании приборов дополнительную роль играет расшифровка их показаний.

В социальных и гуманитарных науках эмпирическое и теоретическое познание приживается неоднородно. Наблюдение в этих дисциплинах отличается особенной сложностью. Оно становится зависимым от личности исследователя, его принципов и жизненных установок, а также степени заинтересованности в предмете.

Наблюдение не может осуществляться без определенной концепции или идеи. Оно должно основываться на некой гипотезе и регистрировать определенные факты (при этом показательными будут только связанные между собой и репрезентативные факты).

Теоретические и эмпирические исследования отличаются друг от друга в деталях. Например, у наблюдения есть свои конкретные функции, которые не характерны для других методов познания.

В первую очередь это обеспечение человека информацией, без которой невозможно дальнейшее исследование и выдвижение гипотез. Наблюдение – это топливо, на котором работает мышление. Без новых фактов и впечатлений не будет и новых знаний.

Кроме того, именно с помощью наблюдения можно сопоставить и проверить истинность результатов предварительных теоретических исследований.

Эксперимент

Разные между собой теоретические и эмпирические методы познания отличаются еще и степенью своего вмешательства в изучаемый процесс.

Человек может наблюдать за ним строго со стороны, а может проанализировать его свойства на собственном опыте. Эту функцию осуществляет один из эмпирических методов познания – эксперимент.

По важности и вкладу в итоговый результат исследований он ничуть не уступает наблюдению.

Эксперимент — это не только целенаправленное и активное вмешательство человека в протекание исследуемого процесса, но и его изменение, а также воспроизведение в специально подготовленных условиях. Данный метод познания требует гораздо больше усилий, чем наблюдение.

Во время эксперимента объект изучения изолируется от любого постороннего влияния. Создается чистая и незамутненная среда. Условия эксперимента полностью задаются и контролируются.

Поэтому этот метод, с одной стороны, соответствует естественным законам природы, а с другой стороны, отличается искусственной, определенной человеком сущностью.

Структура эксперимента

Все теоретические и эмпирические методы имеют определенную идейную нагрузку. Не является исключением и эксперимент, который осуществляется в несколько стадий.

В первую очередь происходят планирование и пошаговое построение (определяются цель, средства, тип и т. д.). Затем наступает этап осуществления эксперимента. При этом он происходит под совершенным контролем человека.

По завершении активной фазы наступает очередь интерпретации результатов.

И эмпирическое, и теоретическое познание отличается определенной структурой. Для того чтобы состоялся эксперимент, требуются сами экспериментаторы, объект эксперимента, приборы и другое необходимое оборудование, методика и гипотеза, которая подтверждается или опровергается.

Приборы и установки

С каждым годом научные исследования становятся все сложнее. Им требуется все более современная техника, которая позволяет изучать то, что недоступно простым человеческим органам чувств. Если раньше ученые ограничивались собственным зрением и слухом, то теперь в их распоряжении есть невиданные прежде экспериментальные установки.

В ходе использования прибора он может оказать негативное воздействие на изучаемый объект. По этой причине результат эксперимента иногда расходится с его первоначальными целями. Некоторые исследователи пытаются нарочно достичь таких результатов.

В науке подобный процесс называется рандомизацией. Если эксперимент принимает случайный характер, то его последствия становятся дополнительным объектом анализа.

Возможность рандомизации — это еще одна черта, которой отличается эмпирическое и теоретическое познание.

Сравнение, описание и измерение

Сравнение – третий эмпирический метод познания. Эта операция позволяет выявлять различия и сходства объектов. Эмпирический, теоретический анализ не может осуществляться без глубоких знаний о предмете.

В свою очередь, многие факты начинают играть новыми красками, после того как исследователь сопоставляет их с другой известной ему фактурой. Сравнение объектов проводится в рамках признаков, существенных для конкретного эксперимента.

При этом предметы, которые сопоставляются по одной черте, могут быть несравнимыми по другим своим характеристикам. Данный эмпирический прием основывается на аналогии. Он лежит в основе важного для науки сравнительно-исторического метода.

Методы эмпирического и теоретического познания могут комбинироваться между собой. Но почти никогда исследование не обходится без описания. Эта познавательная операция фиксирует результаты ранее проведенного опыта. Для описания используются научные системы обозначения: графики, схемы, рисунки, диаграммы, таблицы и т. д.

Последний эмпирический метод познания – измерение. Оно осуществляется посредством специальных средств. Измерение необходимо для определения числового значения искомой измеряемой величины. Такая операция обязательно проводится согласно принятым в науке строгим алгоритмам и правилам.

Теоретическое познание

В науке теоретическое и эмпирическое знание имеет разные фундаментальные опоры. В первом случае это отстраненное использование рациональных методов и логических процедур, а во втором – прямое взаимодействие с объектом. Теоретическое познание использует интеллектуальные абстракции. Одним из важнейших его методов является формализация – отображение знания в символическом и знаковом виде.

На первом этапе выражения мышления используется привычный человеческий язык. Он отличается сложностью и постоянной изменчивостью, из-за чего не может быть универсальным научным инструментом.

Следующая ступень формализации связана с созданием формализованных (искусственных) языков. У них есть конкретное предназначение – строгое и точное выражение знания, которого нельзя достичь с помощью естественной речи. Такая система символов может принимать формат формул.

Он очень популярен в математике и других точных науках, где нельзя обойтись без цифр.

С помощью символики человек исключает неоднозначное понимание записи, делает ее короче и яснее для дальнейшего использования.

Без быстроты и простоты в применении своих инструментов не может обойтись ни одно исследование, а значит, и все научное познание.

Эмпирическое и теоретическое изучение одинаково нуждается в формализации, но именно на теоретическом уровне она принимает исключительно важное и фундаментальное значение.

Искусственный язык, созданный в узких научных рамках, становится универсальным средством обмена мыслей и коммуникации специалистов. В этом заключается принципиальная задача методологии и логики. Эти науки необходимы для передачи информации в понятном, систематизированном виде, избавленном от недостатков естественного языка.

Значение формализации

Формализация позволяет уточнять, анализировать, разъяснять и определять понятия.

Эмпирический и теоретический уровни познания не могут обойтись без них, поэтому система искусственных символов всегда играла и будет играть большую роль в науке.

Обыденные и выражаемые в разговорном языке понятия кажутся очевидными и ясными. Однако в силу своей неоднозначности и неопределенности они не подходят для научных исследований.

Особенно важна формализация при анализе предполагаемых доказательств. Последовательность формул, основанных на специализированных правилах, отличается необходимой для науки точностью и строгостью. Кроме того, формализация необходима для программирования, алгоритмизации и компьютеризации знаний.

Аксиоматический метод

Еще один метод теоретического исследования – аксиоматический метод. Он является удобным способом дедуктивного выражения научных гипотез.

Теоретические и эмпирические науки невозможно представить без терминов. Очень часто они возникают благодаря построению аксиом.

Например, в эвклидовой геометрии в свое время были сформулированы основополагающие термины угла, прямой, точки, плоскости и т. д.

В рамках теоретического познания ученые формулируют аксиомы – постулаты, которые не требуют доказательства и являются исходными утверждениями для дальнейшего построения теорий. Примером такого положения может послужить идея о том, что целое всегда больше части.

С помощью аксиом строится система вывода новых терминов. Следуя правилам теоретического познания, ученый может из ограниченного числа постулатов получить уникальные теоремы.

В то же время аксиоматический метод намного эффективнее применяется для преподавания и классификации, чем для открытия новых закономерностей.

Гипотетико-дедуктивный метод

Хотя теоретические, эмпирические научные методы отличаются друг от друга, они часто используются совместно. Примером такого применения является гипотетико-дедуктивный метод. С помощью него строятся новые системы тесно переплетенных гипотез.

Ни их основе выводятся новые утверждения, касающиеся эмпирических, экспериментально доказанных фактов. Метод выведения заключения из архаичных гипотез называется дедукцией. Этот термин многим знаком благодаря романам о Шерлоке Холмсе.

Действительно, популярный литературный персонаж в своих расследованиях часто пользуется дедуктивным методом, с помощью которого из множества разрозненных фактов строит стройную картину преступления.

В науке действует такая же система. У подобного способа теоретического познания есть своя четкая структура. В первую очередь происходит ознакомление с фактурой. Затем выдвигаются предположения о закономерностях и причинах изучаемого явления.

Для этого используются всевозможные логические приемы. Догадки оцениваются согласно своей вероятности (из этого вороха выбирается наиболее вероятная).

Все гипотезы проверяются на непротиворечивость логике и совместимость с основными научными принципами (например, законами физиками). Из предположения выводятся следствия, которые затем проверяются путем эксперимента.

Гипотетико-дедуктивный метод – это не столько способ нового открытия, сколько метод обоснования научных знаний. Этим теоретическим инструментом пользовались такие великие умы, как Ньютон и Галилей.

Источник: https://FB.ru/article/261258/empiricheskoe-i-teoreticheskoe-poznanie

Эмпирический метод – что это значит, виды и методы эмпирического познания

Что такое эмпирическое познание

Эмпирический метод основан на чувственном восприятии и измерениях сложными приборами. Эмпирические методы – важная часть научных исследований, наравне с теоретической. Без этих методик ни одна наука, будь то химия, физика, математика, биология – не смогли развиваться.

Что значит эмпирический метод?

Эмпирический или чувственный метод– это научное познание окружающей действительности опытным путем, предполагающим взаимодействие с изучаемым предметом при помощи экспериментов и наблюдений.

Эмпирические методы исследования помогают выявить объективные законы, по которым происходит развитие тех или иных явлений.

Это комплексные и сложные шаги, и в результате их происходят новые научные открытия.

Виды эмпирических методов

Эмпирическое познание любой науки, предмета строится на стандартных, зарекомендовавших себя с течением времени методов, одинаковых для всех дисциплин, но в каждой конкретной области обладающих своей спецификой, характерной для науки. Эмпирические методы, виды:

  • наблюдение:
  • эксперимент;
  • измерение;
  • беседа;
  • анкетирование;
  • опрос;
  • беседа.

Эмпирические методы – достоинства и недостатки

Методы эмпирического познания в отличие от теоретических обладают минимальной возможностью ошибок, недостатков при условии, что эксперимент повторялся многократно и давал схожие результаты. Любой эмпирический метод задействует органы чувств человека, которые являются надежным инструментом познания окружающего мира – и в этом главное достоинство этого метода.

Методы эмпирического уровня

Эмпирические методы научного познания важны для науки не меньше, чем теоретические предпосылки. Опытным путем выстраиваются закономерности, подтверждаются или отрицаются гипотезы, поэтому эмпирический метод как совокупность способов основанных на чувственном восприятии и данных полученных измерительными приборами помогает раздвигать горизонты науки и получать новые результаты.

Эмпирические методы исследования в педагогике

Эмпирические методы педагогического исследования базируются на все тех же основных составляющих:

  • педагогическое наблюдение – берется определенная задача, условие, в которой надо понаблюдать за учениками и зарегистрировать результаты наблюдения;
  • опросы (анкетирование, беседа, интервьюирование) – помогают получить информацию на определенную тематику, личностные особенности учеников;
  • изучение работ учащихся (графических, письменных по разным дисциплинам, творческих) – дают сведения об индивидуальности ученика, его наклонности к тому или иному предмету, успешности в усвоении знаний;
  • изучение школьной документации (дневников, классных журналов, личных дел) – позволяет оценить успешность педагогического процесса в целом.

Эмпирические методы в психологии

Психологическая наука развивалась из философии и самыми базовыми инструментами познания чужой психической реальности были приняты методы, с помощью которых можно наглядно увидеть проявления психики вовне – это опыты.

Физиологическая психология, благодаря которой психология в целом, продвинулась как наука была основана психологом, физиологом В. Вундтом. Его лаборатория экспериментальной психологии была открыта в 1832 г.

Эмпирические методы исследования в психологии использовавшиеся Вундтом применяются в классической экспериментальной психологии:

  1. Метод наблюдения. Изучение поведенческих реакций и действий личности в естественных условиях и в условиях эксперимента с заданными переменными. Два вида наблюдения: интроспекция (самонаблюдение, взгляд внутрь) – необходимый элемент самопознания и отслеживания изменений в себе и объективное наблюдение – наблюдатель (психолог) отслеживает и регистрирует реакции, эмоции, действия за наблюдаемым человеком или группой людей.
  2. Метод эксперимента. В лаборатории (лабораторный эксперимент) – создаются специальные условия, нужные для подтверждения психологической гипотезы или отвержения ее. С помощью специальной аппаратуры, датчиков регистрируются различные физиологические параметры (пульс, дыхание, мозговая активность, реакции зрачка, изменение поведения). Естественный (природный эксперимент) проводится в привычных для человека условиях с созданием нужной ситуации.
  3. Опрос – предоставление информации человеком путем ответов на серию вопросов.
  4. Беседа – эмпирический метод основанный на вербальной коммуникации, в ходе которой психолог отмечает психологические особенности личности.
  5. Тесты – специально разработанные методики, включающие в себя ряд вопросов, неоконченных предложений, работу с изображениями. Тестирование на определенные темы помогают психологам выявить личностные особенности.

Эмпирический или опытный метод в экономике предполагает познание реальности экономической ситуации в мире, осуществляется это с помощью инструментов:

  1. Экономическое наблюдение – осуществляется экономистами для целенаправленного восприятия экономических (хозяйственных) фактов, при этом активного воздействия на эти факты нет, наблюдение важно для построения теоретических моделей экономики.
  2. Экономический эксперимент – здесь уже включается активное воздействие на хозяйственное явление, моделируются разные условия в рамках эксперимента и изучается влияние.

Если взять отдельный сегмент экономики – товарооборот, то эмпирические методы товароведения будут следующими:

  • измерения при помощи технических устройств или органов чувств (метод-операции измерительные, органолептические;
  • обследование и мониторинг рынка (методы-действия).

Эмпирические методы в математике

Математика не экспериментальная наука, но если рассматривать ее с нескольких сторон, то есть дедуктивная часть, которая отражает уже готовые выверенные теории, а есть «околоматематические», предшествующие дедуктивной части:

  • накопление фактов (эмпирическое знание в виде приобретения опыта, вспышек интуиции);
  • приложение опыта для оправдания существующих гипотез.

Эмпирический уровень познания сыграл неоценимую роль в становлении и развитии математики как самостоятельной теоретической науки.

Сегодня преподаватели математических дисциплин используют эмпирические методы (наблюдение, измерение, эксперимент) для того, чтобы «разжечь» пытливые умы, вызвать интерес учащихся к точной дисциплине, ученик при этом из пассивного пользователя становится экспериментатором и понимает, как возникла та или иная формула, уравнение, что делает изучение математики интересным и запоминающимся.

Болезнь Пейрони – что это за заболевание и как его лечить? Болезнь Пейрони возникает только у мужчин, и она связана с половым органом. Есть определенный ряд симптомов, по которым ее можно обнаружить. Медицина предлагает несколько способов лечения этого заболевания. Качества лидера – какими качествами должен обладать лидер, как их развить? Качества лидера, такие как харизма, чувство ответственности, умение принимать сложные решения и мыслить нестандартно, можно и нужно развивать. Для этого существуют методики и упражнения, позволяющие стать успешным, и вести людей за собой.
Коммерческое предложение – что это такое, как его правильно составить? Коммерческое предложение – документ, содержащий основные сведения рекламного характера о предоставляемых услугах, товаре, сотрудничестве для потенциальных клиентов с целью привлечения новой платежеспособной и постоянной аудитории. Мотивация персонала – как замотивировать сотрудника на выполнение задачи? Мотивация персонала – важный аспект для процветания и повышения производительности любой организации или компании, потому что самый ценный ресурс – это люди. Мотивировать работников можно через материальные и нематериальные поощрения.

Источник: http://kak-bog.ru/empiricheskiy-metod-chto-eto-znachit-vidy-i-metody-empiricheskogo-poznaniya

Особенности эмпирического метода

Что такое эмпирическое познание

Кажущийся мир есть единственный истинный? Эмпирическое познание пытается из разнообразия мира вывести упорядоченную картину реальности, доверяя только тому, что дано в опыте.

Существует всего два вида знания – эмпирическое и теоретическое. Оба восходят к древнегреческим словам, которые переводятся, соответственно, как «опыт» и «рассмотрение, исследование». Они работают в тандеме, образуя научный метод познания мира.

Особенности

Все проясняет взгляд на значение слова. Эмпирический подход ставит во главу угла эксперимент. Человеку может прийти в голову что угодно. Голубые слоны? Летающие ложки? Способность ходить по воде? Только опыт позволит сказать, насколько верны модели, построенные людьми. Опыт же может натолкнуть на выдвижение новых гипотез.

Теоретические же методы исследования почти целиком находятся в области абстракций, оперирования воображаемыми конструкциями. Происходит удаление в мыслительную деятельность от конкретных фактов, построение моделей и их анализ.

Эмпиризм в философии возник достаточно давно, нечто похожее на него встречается в утверждениях древнегреческих философов об отсутствии априорных знаний (невыводимых из опыта), но все же это только предпосылки. Эмпиризм формируется как отдельное течение в трудах Бэкона, который, по сути, создал научный метод познания.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Бэкон предложил метод научной индукции, ступенчатое восхождение к знанию. Суть его заключалась в том, что на основе опыта мы предполагаем нечто большее, то есть поднимаемся на ступеньку выше, а дальше должны спуститься и проверить свое предположение. Если все хорошо и гипотеза подтвердилась, мы можем продолжить и расширить свое предположение еще больше.

Рекомендуем: Дедукция и дедуктивный метод — это

Если эмпиризм основывается на индукции – частном знании, то нет законов? В какой-то степени это и есть эмпирическое мышление, которое не принимает возможность полного знания, так как опыты единичны.

Оперирование знаниями приобретает вероятностный характер. Сегодня может быть верно одно, а завтра станет верно немного другое.

Способы и возможности

Эмпирические методы научного познания сосредоточены на фиксации фактов. К ним относятся наблюдение и эксперимент. Наблюдение может быть опосредованным или непосредственным. Хотя наблюдаем мы как будто постоянно, это еще не наука, эмпирическим методом познания наблюдение становится в тот момент, когда к нему добавляются:

  • Целенаправленность.
  • Фиксация результатов.
  • Теоретические предпосылки, определяющие язык наблюдений, единицы измерений, принципы и методы.

Благодаря этим критериям мы можем разграничить наблюдение ребенка от того же действия ученого. Когда ребенок видит дождь, ему не приходит в голову поставить емкость для дождевой воды за окно, чтобы узнать количество осадков.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Большинство же наблюдений ведется ради доказательства или опровержения гипотез и теорий, поэтому тесно связано с представлениями, используемыми в них. Порой именно интересная гипотеза подталкивает человека к методичным наблюдениям за явлениями природы или социума.

Рекомендуем: Виды и методы познания

Неугомонность ученых привела к созданию еще одного эмпирического метода – эксперимента. Пожалуй, эмпиризм имеет своим центром именно эксперимент.

Если говорить простым языком, эксперимент – это такое сознательное конструирование мира, которое приводит к тому, что мы можем проследить изменение каких-то частей целого в контролируемом процессе.

Примером могут служить ускорители частиц, термостаты и другие установки.

Для эксперимента мы сначала выбираем процессы и явления, которые будем исследовать, затем приступаем к созданию ситуации, позволяющей исследовать явление с разных сторон и по сравнению с разными объектами, а в завершение проводим огромную работу по отбору и систематизации данных. Сегодня экспериментальное знание вышло на новый уровень за счет:

  • Длительной теоретической проработки (что минимизирует вероятность выбора неправильной методики исследования).
  • Сложных технических средств (исчезают помехи, сбои, обусловленные несовершенством аппаратуры).
  • Масштабности (часто позволяет исключить вторичные факторы, которые могли оказывать влияние на изучаемые объекты, т.е. шум среды).

Выбор объектов часто диктуется все теми же теоретическими выкладками. Вывели, например, теоретики, что железо должно превращаться в алмаз при 100 градусах ниже нуля по Цельсию, а экспериментаторы проверяют, превращается ли, а если нет, то может, дело в давлении?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Если же эксперимент невозможно провести, то как доверять теории? Нужно смотреть на последствия, которые необходимо вытекают из справедливости какой-то теории. Основное качество теории – объяснение закономерностей мира, предсказание будущего состояния реальности.

Когда результат экспериментов окажется положительным (будут наблюдаться те эффекты в реальности, что предсказываются теорией), теория признается научной.

Если невозможно выдумать эксперимент, при котором предсказание расходится с реальностью, то теория и теорией-то не становится (критерий фальсифицируемости).

Это либо какая-то тривиальная, всем известная вещь – тогда выводы из неё сами собой справедливы и зачем нужна такая теория? Либо она ничего не предсказывает, а если предсказывает, то размыто – и снова: зачем такая нужна?

Рекомендуем: Лонгитюдный метод исследования в психологии

Эмпирическое познание способно только собрать факты, а теоретический уровень познания занимается интерпретацией, объяснением, предсказаниями. Как мы увидели, они неразрывно связаны: как правило, теории поставляют материал для исследований, а эксперименты дают поле работы теоретикам.

Эмпирический уровень научного познания крайне важен, так как именно на нем происходит качественная и количественная оценка зафиксированных фактов, организация и категоризация наблюдаемых явлений.

Но и теоретический уровень ему не уступает, только он позволяет работать с такими системами, доступа к которым у нас на данный момент нет: со временем до начала времен, с черными дырами, сверхсветовыми скоростями и так далее.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Душа и эксперимент

Эмпиризм повлиял сильно и на психологию. Более того, название книги Вольфа «Эмпирическая психология» послужило толчком к широкому распространению самого термина «психология» в европейской науке.

Впрочем, это был 1732 год, Вольф предлагал изучать фактические проявления души, а не отстраненные вопросы о её бытии, но опытов на тот момент еще было крайне мало.

Он являлся последователем Лейбница и устанавливал параллели между психикой и физическими событиями.

Почти через 150 лет, в 1879 году, Вундт создал экспериментальную психологию, открыв первую лабораторию. Психология для него – наука о непосредственном опыте.

С экспериментов этого великого человека начинается тернистый, но интереснейший путь по исследованию психики. Лаборатории, запись наблюдений, эксперименты, изучение ощущений, восприятий, внимания, чувств и т.д.

– все это и сейчас остается важным, хотя методики проведения тестов и экспериментов изменились.

Рекомендуем: Что такое опыт?

Чуть позже возникает психоанализ, который раскритиковал Поппер за его нефальсифицируемость. Важное условие, о котором уже было сказано, для признания теории – фальсифицируемость – в психоанализе, по-видимому, невыполнимо.

Множество других подходов родилось в Старом и Новом свете. Гештальт-психологи проводили эксперименты на внимание, память и восприятие, исследовали инсайты. Павлов открыл принципы безусловного и условного рефлексов, а бихевиористы использовали их для обоснования принципов научения.

Психология успешно реализует принципы эмпирического метода и не собирается от них отказываться, хотя в момент своего зарождения часто уходила в мистицизм и эфемерность.

Сейчас это серьезная наука, которая, вооружившись нейробиологией, новейшими установками для исследования мозга и программами для анализа наблюдений, полученных в ходе эксперимента, завоевывает себе авторитет среди точных и естественных наук. Екатерина Волкова

Источник: https://www.grc-eka.ru/eto/empiricheskij-metod.html

Эмпирическое познание мира – функции и методы

Что такое эмпирическое познание

Человек при контакте с окружающим его миром не может использовать только научные факты и бесчувственное логическое суждение. Намного чаще ему требуется эмпирическое познание для живого созерцания и работы органов чувств – зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

Что значит эмпирическое познание?

Весь процесс познания принято делить на две части: теоретическую и эмпирическую. Первая считается высшей, исходя из того, что она строится на проблемах и законах, являющихся их решением.

Суждение о ней, как об идеале, спорно: теория хороша для уже изученных процессов, признаки которых давно рассмотрены и описаны кем-то другим. Эмпирическое познание – это совсем иная форма знания.

Она первоначальна, потому что теорию нельзя создать без анализа собственных ощущений от объекта исследования. Его также называют чувственным созерцанием, что означает:

  1. Первичную обработку знаний об объекте. Пример примитивен: человечество так и не узнало бы, что огонь – горячий, если бы однажды его пламя кого-нибудь не обожгло.
  2. Исходный момент общего познавательного процесса. Во время него у человека активизируются все органы чувств. Например, обнаружив новый вид, ученый использует эмпирическое познание и устанавливает за ним наблюдение и фиксирует все изменения поведения, веса, цвета особи.
  3. Взаимодействие личности с внешним миром. Человек все же сам является млекопитающим, а потому в процессе чувственного изучения полагается на инстинкты.

Эмпирическое познание в философии

У каждой науки есть уникальное видение необходимости использования чувств в процессе изучения окружающей среды и общества.

Философия считает, что эмпирический уровень познания – это категория, служащая укреплению связей в социуме.

Развивая наблюдательные способности и воображение, человек делится опытом с окружающими и вырабатывает мыслящее созерцание – конструктивное восприятие, возникающее из симбиоза чувств и внутреннего взора (точки зрения).

Признаки эмпирического познания

Черты, характерные любому изучаемому процессу, называют его особенностями. В философии используют аналогичное понятие – признаки, раскрывающие характеристики происходящего процесса. Особенности эмпирического познания включают:

  • сбор фактов;
  • их первичное обобщение;
  • описание наблюдаемых данных;
  • описание сведений, приобретенных во время эксперимента;
  • систематизация и классификация информации.

Понять механизм философской или социологической категории нереально без предварительной выработки правил проведения исследования. Эмпирический путь познания нуждается в таких методах, как:

  1. Наблюдение – стороннее изучение объекта, полагающееся на данные органов чувств.
  2. Эксперимент – направленное вмешательство в процесс или его воспроизведение в лабораторных условиях.
  3. Измерение – придание результатам эксперимента статистической формы.
  4. Описание – фиксация представления, полученного от органов чувств.
  5. Сравнение – анализ двух схожих объектов ради выявления их схожести или различий.

Функции эмпирического познания

Функции любой философской категории означают цели, которых можно достичь ее применением. В них раскрывается сама необходимость существования понятия или явления с точки зрения полезности. Эмпирический способ познания имеет следующие функции:

  1. Образовательная – развивает интеллект и имеющиеся навыки.
  2. Управленческая – может сказываться на управлении человеком своим поведением.
  3. Оценочно-ориентационная – эмпирическое познание мира способствует оценке действительности бытия и своего места в ней.
  4. Целеполагающая – приобретение верных ориентиров.

Эмпирическое познание – виды

Чувственный способ получения знаний может принадлежать к одной из трех разновидностей. Все они взаимосвязаны друг с другом и без этого единства невозможен эмпирический метод познания мира. В число этих видов входят:

  1. Восприятие – создание полноценного образа предмета, синтез ощущений от созерцания совокупности всех сторон объекта. Например, яблоко воспринимается человеком не как кислое или красное, а как целостный предмет.
  2. Ощущение – эмпирический вид познания, отражающий в сознании человека свойства отдельных сторон предмета и их воздействие на органы чувств. Каждая из характеристик ощущается изолированно от других – вкус, запах, цвет, размер, форма.
  3. Представление – обобщенный наглядный образ объекта, впечатление о котором было составлено в прошлом. Большую роль в этом процессе играет память и воображение: они восстанавливают воспоминания о предмете в его отсутствие.
Рациональное познание мира – сущность и основные формы Рациональное познание – один из важнейших инструментов, созданных человечеством для изучения окружающего мира и самого себя. Что интересно, рационализм может с успехом использоваться не только в чистой науке, но и для повседневной жизни. Философия жизни – смысл жизни и смерти человека Философия жизни – это иррациональное направление, получившее развитие в конце XIX века. Человек и проблемы смысла бытия, его жизненные цели – на все это помогает пролить свет знание философских истин.
Солипсизм в философии – новый взгляд на наше существование Солипсизм – игра воображения, психиатрический диагноз или научная теория? Его идеи трудно доказать и невозможно опровергнуть. Любой спор превращается в бессмысленность, ибо оппонент всегда находится вне реальности. Логика безупречна и абсурдна одновременно. Запретный плод – почему он всегда сладок? Запретный плод описывается в Ветхом Завете Библии как запрещенный Богом. Первые люди Адам и Ева, искушенные самим Диаволом в облике змея, ослушались Бога и вкусили его. За такой поступок они навсегда были изгнаны из рая и стали смертными.

Источник: https://womanadvice.ru/empiricheskoe-poznanie-mira-funkcii-i-metody

Эмпиризм в философии: основатель и представители

Что такое эмпирическое познание

Эмпиризм – одна из трех основных теорий познания, противопоставляющаяся мистицизму и рационализму. Эмпиризм в философии – это метод познания, основывающийся на личном опыте, полученном через органы чувств. Выводы, сделанные на основе опыта, считаются истинными или близкими к истине. Основоположник эмпиризма –английский философ Френсис Бэкон.

Развитие эмпиризма: философия Нового времени

Новым временем называют период развития философии, длящийся с 17 по 20 век. В эту эпоху, известную революционными движениями в Западной Европе, зародился и развивался эмпиризм, как новый метод философского познания.

Отличительные черты философии Нового времени:

  • вопрос познания природы становится первостепенным, смещая на задний план вопросы познания бытия и человека;
  • главные источники познания – опыт и эксперимент;
  • основа социального прогресса – наука;
  • ослабевает влияние Церкви, среди епископов распространено светское отношение к миру;
  • познание фокусируется на изучение системы, а не отдельных частей;
  • развивается материализм, его новая форма дает старт развитию математики и механики.

Новый период в развитии общества, ставивший научное знание выше всего остального, позволил сформироваться эмпиризму – методу познания, основанному на чувственном опыте.

Что такое эмпиризм

Понятие «эмпиризм» объединяет более 10 отдельных направлений в теории познания. Общая черта различных теорий эмпиризма: познание – результат жизненного опыта.

Он является достоверным знанием, поскольку отображает события, произошедшие в действительности. Но нельзя считать жизненный опыт единственным источником достоверного знания.

Единичный опыт не отражает полноту наблюдений, он – одна из версий объективной реальности.

Эмпиризм базируется на положениях:

  1. Череда событий создает ассоциативную связь. Если произошло событие А, произойдет событие Б.
  2. Связь между опытом и реакцией на событие возникает в результате многократного повторения.
  3. Постепенно, ассоциативный ряд становится привычным и неразрывным. Отделить восприятие события от пережитого опыта становится невозможным.
  4. Подобные связи возникают не только в течение жизни конкретного человека. Они формируются на протяжении нескольких столетий, тысячелетий. Также предрасположенность к возникновению связей вызывает развитие животного мира. Спенсер полагал, что человек склонен обладать ассоциациями от рождения. Они формируются в процессе эволюции и постепенно усложняются.
  5. Помимо биологических условий, в процессе формирования опыта участвует социальная среда. Культурное поле влияет на развитие индивида, создавая условия для формирования познавательных процессов. Опыт стоит рассматривать, как психологическое явление.

Познание становится возможным благодаря воздействию опыта на психофизические процессы и образованию ассоциативных связей из отдельных элементов сознания. У законов познания высокая степень вероятности, но они не являются достоверными. Законы познания изменяются и развиваются.

Формы познания в эмпиризме

Признание различных форм анализа порождает разные походы к пониманию опыта. В философии эмпиризма выделяют две формы познания: имманентный и трансцендентный эмпиризм.

Имманентная форма эмпиризма

Цель имманентного эмпиризма: доказательство комбинаторности ощущений. Всякое знание состоит из сочетания нескольких единичных представлений. Из попыток объяснения принципа формирования сознания постепенно были сформулированы теории скептицизма и трансцендентного анализа.

Юм полагал, что реальность не существует отдельно от сознания. Он разграничивал продукты психической деятельности: идея – бледный и слабый, впечатление – сильный.

Он считал границу размытой и условной, поскольку у безумных людей она не прослеживается. Источником знания могут стать только впечатления, а идеи такой способностью не обладают, они – результат познания.

Постепенно Юм отказался от необходимости присутствия сознания для получения впечатлений и признал их автономными.

Милль считал, что сознание проявляется только как элементы психики: эмоции и представления. Механизм познания формировался в результате ассоциации, возникающей между отдельными элементами психики. Он признал, что существование бытия возможно и вне сознания, в виде отдельных ощущений удается сохранять свою реальность.

Трансцендентная форма эмпиризма

Трансцендентный эмпиризм – это материализм. В материализме за истинную реальность принимают частицы материи, существующие отдельно, и вступающие в различные комбинации. В момент контакта организма с окружающей средой происходит формирование сознания.

Виды идолов по Бэкону

Согласно Френсису Бэкону, главная цель науки – улучшение человеческой жизни. Человек с помощью изобретений и открытий должен подчинить себе силы природы. Чтобы достичь этого, нужно обладать правильным мышлением. Рациональному мышлению мешают идолы – заблуждения, которые появляются у человека в по мере взросления.

Человеку нужно избавиться от 4 типов заблуждений:

  • Идолов рода. Это – ложные представления о жизни, которые возникают из-за ограниченности разума и ошибочного восприятия действительности посредством органов чувств. Преодолеть влияние идолов рода человек может с помощью самообразования.
  • Идолов театра. Под этими идолами философ подразумевает представления о мире, взятые людьми из различных философских учений. Ни одно из течений философии не дает точного ответа на вопросы о смысле бытия и их нельзя воспринимать как свод жизненных правил. Бездумное следование философской идеи приводит человека к неправильному понимаю мироустройства. Избавиться от него удается, отказавшись от следования авторитетам.
  • Идолов рынка и площади. Они возникают из-за недопонимания между людьми. Наделяя одни и те же слова разными значениями, люди вступают в споры, которые часто приводят к бессмысленным ссорам. Чтобы избежать этого, нужно научится не делать поспешных выводов.
  • Идолов пещеры. Эти заблуждения появляются из-за искаженного восприятия действительности, зависящего от субъективного взгляда. Человек смотрит на мир через призму своего внутреннего «Я» и не может оценивать события беспристрастно. Идолы пещеры естественны, их удается победить, если приложить достаточно усилий.

Борьба с идолами зависит не от сознания конкретного человека, а от сознания общества. Чтобы избавиться от идолов, нужно менять восприятие масс, воспитывать их осознанность.

Создатели эмпиризма

Эмпиризм обязан своим развитием нескольким десяткам философов. Среди представителей эмпиризма, внесших наибольший вклад в становление и популяризацию теории, выделяют:

  • Ф. Бэкона;
  • Томаса Гоббса;
  • Джона Локка.

Помимо развития непосредственно эмпиризма, многие философы параллельно занимались изучением других направлений философии. Поэтому эмпиризм скорее является результатом сочетания смежных философских течений, чем самостоятельным учением.

Ф. Бекон

Его считают родоначальником эмпиризма. Бэкон был не только философом, ученым, влиятельным политическим деятелем. Он пропагандировал идеи по реорганизации общества, стремился рационализировать подходы к познанию мироустройства. Мыслитель был сторонником научного подхода и способствовал популяризации науки в эпоху Нового времени. Ему принадлежит крылатое выражение «Знание – сила».

Взгляды Бэкона на собственную теорию познания были достаточно либеральны. Он поддерживал идею взаимодействия философских учений.

Опыт и теоретические размышления могут быть гармонично объединены и преобразованы. Как подтверждение теории, в одной из своих работ он описывает процесс создания меда.

Пчела не просто собирает нектар, она производит мед, используя практический опыт и теоретическую цель.

Источником познания Бэкон считал опыт, который подтверждает или опровергает конкретную информацию. Чтобы определить, истинно ли знание, необходим достаточный объем опыта. С помощью опыта можно подтверждать или опровергать гипотезы.

 Главной целью Бэкон считал познание Вселенной. Бог создал человека разумным, и дал возможность исследовать мир. Но на пути постижения истины есть преграды – заблуждения.

Задача философа – избавиться от них, научится отделять истину от навязанного впечатления.

Т. Гоббс

Он был учеником Бэкона и одним из его самых преданных последователей. Гоббс придерживался теории, согласно которой человек рождается с очищенным сознанием. Все знания он приобретает в течение жизни, накапливая практический опыт. Восприятие, основанное на органах чувств, субъективно, поэтому необходимо различать настоящее восприятие и ложное.

Настоящее восприятие появляется на основе:

  • сигналов – звуков, издаваемых животными;
  • меток – знаков, созданных человеком для обобщения;
  • естественных знаков – звуков природных явлений;
  • знаков – человеческой речи, в которой преобладает специфическая терминология.

Ложное восприятие базируется на внутренних ощущениях человека. Оно – результат снов, неверных толкований воспоминаний или сумасшествия.

Дж. Локк

Знаменитым, Локка сделала его работа «Опыт о человеческом разуме».

В идеях Локка прослеживаются 3 основных постулата:

  • у человека нет врожденных идей;
  • разум новорожденного чист;
  • в разуме не может появиться того, что прежде не существовало в ощущениях.

Источник познания по Локку – жизненный опыт, который формируется под воздействием окружающей среды. Опыт может быть внешним и внутренним. Внешний опыт человек получает непосредственно при контакте с окружающим миром, внутренний – результат его собственных размышлений.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/empirizm.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.