Чем метод отличается от методики

Содержание

Классификация методов научного исследования с примерами

Чем метод отличается от методики

Нужна помощь в написании работы?

Любой проект, направленный на научное исследование проблемы или сферы жизнедеятельности, является сугубо индивидуальной работой. Автор ставит перед собой конкретную цель, а методы научного исследования выступают способами ее достижения. Любое исследование проводится на базе общепринятой методологии, полная классификация методик будет приведена ниже.

Что такое методы научного исследования

Научно исследовательский проект автора направлен на познание определенного вопроса, темы, области знаний или сферы деятельности. Исследовать, значит, изучать, анализировать закономерности, систематизируя при этом имеющиеся факты. Научное исследование определяется несколькими критериями:

  • четко сформулированная цель;
  • желание выявить неизвестное;
  • систематизация процесса и результатов;
  • пояснение и верификация выводов.

Научное исследование разниться с обыденным тем, что применяет определенные методики, выступающие способами достижения целей проекта. Соединить в себе все методики может наука – методология. Суть метода заключается в объекте и субъекте, каким образом совершается деятельность человека, путем каких средств и способов.

Если автор смог подобрать максимально правильные методы, это поспособствует точному и быстрому достижению поставленной в начале проекта цели. Кроме того они будут служить своего рода компасом, помогающим избегать ошибок в ходе прокладывания правильного пути.

Метод, методика, методология – в чем разница

Многие начинающие авторы путаются в понятиях, что такое методология, методы исследования в проекте и методики. Поэтому стоит обсудить, в чем заключается разница между этими терминами.

  1. Методы – способы и пути достижения цели максимально быстрым, точным и эффективным путем. Речь идет о конкретном количестве действий и практик, помогающих разрешить проблему.
  2. Методики – это целая система способов изучения и познания определенного вопроса, темы, дисциплины. К примеру, автор проводит социологическое исследование, для этого обычно применяются количественные и качественные методы. А вот комплекс этих методов и будет составлять методику конкретного труда. Сопоставить термин «методика» можно со значимостью процедуры исследования, последовательностью и алгоритмом.
  3. Методология – это целая наука, учение о практикуемых и уместных методах, формах и принципах исследования. Своего рода это общая ориентация и особенности подхода к изучаемому объекту, конкретный способ организации всего научного познания. Методология бывает трех иерархических уровней – философская, общенаучная и частная.

Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что методы исследования – это способы, методика – процесс, а методология – наука, организация процесса.

Нужна помощь в написании работы?

В любой дисциплине принято использовать совокупность тех или иных методов, принадлежащих к разным «уровням» науки методологии. В целом заочно привязать любой из возможных методов к определенной науке сложно. Но все же каждая дисциплина предусматривает практику определенного набора методов.

Методы эмпирического уровня

Применяемый методРасшифровка терминаНаглядный пример
НаблюдениеАвтор при проведении исследования должен опираться сугубо на органы чувств и собственное восприятие явлений.Автор рассматривает стадии развития детей, проводя изначально наблюдение за манипулятивными играми с конкретными игрушками. На основе своих наблюдений было сделано заключение — выявлена способность детей составлять предметы друг в друга, но она возникает несколько позже, нежели нужные для таких манипуляций моторные навыки.
ОписаниеАвтор проводит фиксацию полученных сведений.Если автор является антропологом, в своем научном труде он может фиксировать все факты из жизни конкретного племени, но при этом, никак не воздействуя на него.
ИзмерениеПроводится сравнение разных критериев и параметров по общим признакам.Автору нужно определить температуры тела путем применения термометра. Далее высчитывается вес за счет уравновешивания гирь на рычажных весах. Теперь высчитывается расстояние путем благодаря использованию радиолокаторов.
ЭкспериментАвтор проводит исследование на основе наблюдений в тех условиях, что были им искусственно созданных специально для своего проекта.Проводился социальный эксперимент на оживленной улице города. Для этого останавливались сразу несколько людей в различных количествах (например, 2-4,5-8 и т. д. человек), им нужно было всем сразу смотреть вверх. Что интересно, рядом с ними также останавливались случайные прохожие и также начинали смотреть вверх. Отсюда был сделан вывод, что процент присоединившихся к экспериментальной группе значительно возрастал, если она состояла от 5 человек и более.
СравнениеАвтор проводит исследование на основе изучения сходств и различий нескольких предметов, также проводится сравнительный анализ и сопоставление одного предмета с другим.Автор проводит исследование по дисциплине Экономика. На основе имеющихся экономических показателей текущего года с прошедшим был сделан вывод о динамике изменений и экономических тенденциях.

Методы экспериментально-теоретического уровня

Применяемый методРасшифровка терминаНаглядный пример
ЭкспериментПредполагает проведение серии опытов. Опыт – это создание определенных условий, а именно наблюдение за рассматриваемым процессом и фиксация умозаключений. Автор подробно описывает в своей работе условия, ход личного эксперимента, а в конце полученные результаты (текстом, графиками, диаграммами).Проект направлен на определение, влияет ли удобрение на развитие растения и каким образом. Автор проводит эксперимент, внося его в почву, далее определяет, в какой причинной зависимости будет рост, развитие и плодоношение растения после манипуляций.
Анализ и синтезАнализ – это способ изучения объекта, рассматривая его частичным путем или по свойствам. Синтез – способ познания объекта кардинально другим способом, а именно объединением в единое его свойств и частей. Оба метода сосуществуют и дополняют друг друга.Автор проводит анализ группы товаров – хлеб, костюм, туфли, вино и несколько других товаров, чтобы понять, что лежит в основе их обмена. Расчленив каждый объект, было выяснено, что все блага приобретают для удовлетворения потребностей, что станет экономической категорией потребительской стоимостью. Теперь применяется метод синтеза, где определяется автором взаимосвязь между полезностью и меновой стоимостью. Она получена путем выявления ценности и цены, то есть полезности и меновой стоимости.
Индукция и дедукцияИндукция – обобщение, поиск общих принципов и законом на основе явлений и частных фактов. Это абстрагирование от несуществующих или неактуальных свойств, отношений, связей предметов, выделение и фиксирование только на одной или нескольких важных сторон предметов. Дедукция – процесс конкретизации, когда из общих закономерностей выделяются частные положения.Пример дедукции – автор исследует разные жидкости, после чего приходит к выводу, что все они упруги, а значит, вода, являющаяся жидкостью, также упругая.Пример индукции – автор установил, что все металлы имеют свойство электропроводности, и, зная, что медь – это металл, был сделан вывод, что медь также имеет свойство электропроводности.
МоделированиеАвтор в ходе работы создает модели (копии) своего объекта изучения, чтобы тем самым провести его детальное и точное исследование.Моделирование может быть нескольких видов:·         предметное, когда воспроизводится отдельная часть рассматриваемого автором объекта;·         знаковое, когда моделирование выполняется путем создания чертежей, формул, схем и т. д.;·         мысленное, в котором проводятся мысленно или в виртуально все операции.
Гипотетический методАвтор проводит разработку гипотезы, для этого необходимо изучения физической, химической и другой сущности изучаемого явления с помощью описанных ранее методов познания, а также формулирование гипотезы, составление алгоритма (модели), изучение, анализ, разработка теоретических основ.Автор как бы идеализирует исследуемый предмет или объект, например, приходит к умозаключению, что идеальный газ — это абсолютно твердое тело, наделяя его гипотетическим свойством.
Логический методАвтор проводит на теоретическом уровне логическое исследование, базируясь на собранных в ходе работы фактах, терминах, умозаключениях, подводит итоги и выводы.Такой вид анализа уместен в той части психолого-педагогического исследования, где автор сможет определить возможности какой-либо концепции в решении поставленных задач своего труда.
Истерический методПроводится изучение возникновения, создания и развития исследуемых объектов в исторической хронологической последовательности.Автор изучает настоящее состояние предмета, далее реконструирует прошлое, а именно рассматривает генезис (возникновение основных и последнего этапа исторического движения), прогнозирует будущее и тенденции дальнейшего развития.

Методы теоретического уровня

Применяемый методРасшифровка терминаНаглядный пример
ФормализацияПроводится определение сущности процессов путем их раскрытия в знаково-символической форме.В ходе исследования выполняется моделирование полета, для этого используются знания основных характеристик и свойств летательного аппарата.
АксиоматизацияПроводится построение теории на основе аксиом.На примере геометрии Эвклида.
Гипотетико-дедуктивныйПроизводится формулировка системы гипотез, а после выведение из такого заключения.На основе нескольких предложенных гипотез было проведено открытие планеты Нептун. Поведя их анализ, было сделано заключение, что планета Уран не считается последней планетой в солнечной системе. Позже эмпирическим путем было доказано теоретическая возможность существования еще одной планеты.

Какие ещё методы исследования бывают

Помимо вышеуказанных методов научного исследования применяются и другие методы – философские, общенаучные и конкретно-научные, то есть специальные.

Философские методы

Самые древние и наиболее часто применимые – это диалектический и метафизический метод. Несколько реже ученые и специалисты практикуют:

  • феноменологический,
  • герменевтический,
  • интуитивный,
  • аналитический,
  • эклектический,
  • догматический,
  • софистический и другие.

Общенаучные методы

В ходе анализа процесса познания были выявлены группа методик, присущих определенным областям исследования. Они предполагают не только научное, но и разное повседневное познание человеком. Теоретический уровень предусматривает несколько общенаучных методов:

  • анализ – берется целое и расчленяется на несколько сторон, свойств, частей для детального изучения;
  • синтез – берутся разные важные составляющие предмета и воссоединяются в единую систему;
  • абстрагирование – рассматривается предмет, в ходе чего выделяются существенные стороны и свойства при отвлечении других признаков;
  • обобщение – проект направлен на объединение в единую систему разных свойств предмета;
  • индукция – берутся разные отдельные факты, а после строятся в единый общий вывод.

Конкретно-научные (специальные) методы

Каждая отдельная дисциплина предусматривает конкретные особенности и требования, на основе чего могут возникать «специальные», а именно конкретно-научные методы для исследования. Например:

  1. Биология – здесь чаще обычного практикуются следующие методы:
  • исторический – выявляется взаимосвязь между явлениями, что длятся уже много лет;
  • генеалогический – определение наследственности и родословных;
  • биохимический – исследование вокруг химических процессов человеческого и другого живого организма.
  1. Медицина – в этой области знаний наиболее часто практикуют следующие варианты:
  • диагностика лабораторная – изучение биологических жидкостей, их свойств, состава и т. п.;
  • диагностика функциональная – изучение органов согласно их проявлениям (механическим, звуковым и электрическим);
  • диагностика структурная – изучение и анализ изменений в строении живого организма.
  1. Юриспруденция – в области права, законов и нормативных актов применимы следующие методы:
  • историко-правовой – теоретические сведения о юридической практике и законодательстве на базе разных временных периодов;
  • сравнительно-правовой – выявление и анализ общего и различного между государственно-правовыми институтами разных стран мира;
  • право социологический – оценка действительности в области родного государства и права путем методов анкетирования, опросов и др.
  1. Психология – обширная дисциплина, внутри которой уместны многие методы, но чаще всего применяются следующие из них:
  • эксперимент – создается искусственным путем такие обстоятельства, при которых вызываются проявления определенных психических явлений;
  • наблюдение – организованное восприятие рассматриваемого явления, что объясняет психическое явление;
  • биографический;
  • сравнительно-генетический метод и др.
  1. Экономика – здесь уместны максимально точные, цифровые, математические и другие методы, например:
  • экономический анализ – рассмотрение отдельных частей с целью понимания единого целого;
  • статистико-экономический – анализ и расшифровка всех статистических показателей;
  • социологический метод – проведение анкетирования, разных опросов, интервьюирования и др.;
  • расчетно-конструктивный,
  • экономическое моделирование и др.

Основываясь на таких методах, методиках, разбираясь в методологии в целом, научное исследование всегда будет результативным и эффективным.

Источник: https://obrazovan.online/blog/metodyi-nauchnogo-issledovaniya.html

Чем кассовый метод отличается от метода начислений?

Чем метод отличается от методики

Данный метод предполагает признание доходов или расходов в момент фактического осуществления действий фирмы по продаже товара (например, отгрузки со склада) или его производству (например, начисления зарплаты работникам или получения от поставщика комплектующих) при условии, что это признание будет иметь юридическое основание. То есть, например, базироваться на договоре купли-продажи и иных контрактах.

Поступление денежных средств на счет или в кассу предприятия (в случае продажи товара и определения, таким образом, дохода) либо их расходование (в случае определения издержек, связанных с выпуском продукции) при методе начисления не имеет значения. Главное — наличие у фирмы юридической основы признания доходов и расходов, а также совершение компанией фактических действий, результатом которых обязательно будет появление выручки или издержек в будущем.

Некоторые аспекты применения рассматриваемых методов признания доходов и расходов регулирует российский Налоговый кодекс. Что касается метода начисления — ему посвящена Статья 272 НК РФ. Изучим ее наиболее примечательные положения подробнее.

В Статье 272 НК РФ сказано, в частности, что расходами по методу начисления в рамках отчетного периода признаются те, что совершены в нем фактически — независимо от момента произведения необходимых выплат по ним. Кроме того, как гласят положения Статьи 272 НК РФ, признание расходов по методу начисления может осуществляться исходя из условий, определенных в тех или иных контрактах.

В частности, что касается конкретно материальных расходов, то их осуществление фиксируется в момент:

  • передачи на фабричные линии сырья, материалов;
  • подписания фирмой документа, подтверждающего приемку или передачу работ либо сервисов, связанных с выпуском товара.

Таким образом, главный критерий применения рассматриваемого метода признания доходов или расходов — их «исчисленность», наличие юридических оснований и фактических событий, предполагающих проведение в ближайшем будущем предприятием или его партнерами финансовых расчетов, которые связаны с приобретением выручки или, наоборот, появлением издержек.

Что представляет собой кассовый метод?

Данный метод предполагает признание доходов и расходов соответственно, исходя из момента поступления денежных средств на счет или в кассу предприятия либо списания их в счет оплаты каких-либо издержек.

Сам факт поставки товара или осуществление действий, связанных с производством, значения не имеют.

Однако, как и в случае с методом начисления, финансовые транзакции, отражающие приход и расход денежных средств в кассе или на банковском счете фирмы, должны быть юридически обоснованными.

Некоторые особенности применения рассматриваемого метода также регулируются положениями НК РФ — а именно Статьи 273 Кодекса. Изучим их подробнее.

Прежде всего нужно отметить, что, в соответствии с положениями Статьи 273 НК РФ, российские фирмы вправе задействовать кассовый метод, только если их ежеквартальная выручка в течение 4 кварталов не превышает в среднем 1 млн рублей.

Если данное условие соблюдается, то доходы признаются полученными в момент поступления финансовых средств в кассу или на счет предприятия.

В свою очередь, расходы признаются совершенными в момент фактического списания обоснованной суммы денежных средств из кассы или с банковского аккаунта компании.

Если фирма, использующая кассовый метод, получила ежеквартальную выручку, которая за 4 квартала в среднем превышает 1 млн рублей, то со следующего квартала она должна начать определять доходы и расходы по методу начисления — таковы предписания пункта 4 Статьи 273 НК РФ.

Сравнение

Главное отличие метода начисления от кассового метода в том, что при первом доходы и расходы признаются в момент фактического появления оснований для проведения расчетов между контрагентами (например, после поставки или, наоборот, получения товаров). В то время как при втором — выручка и издержки признаются по факту получения денежных средств в кассу или на банковский счет фирмы либо их списания, даже если фирма (или ее контрагент) фактически еще не получила или же не поставила товар.

Безусловно, финансовые расчеты и соответствующие им юридические действия фирмы — поставка или приобретение товаров, работ, услуг — могут осуществляться в одном отчетном периоде, а то и вовсе одновременно. В этом случае эксперты рекомендуют компаниям признавать доходы и расходы и отражать их в учете по методу начисления — поскольку для его использования в НК РФ не определено никаких ограничений.

Рассмотрев, в чем разница между методом начисления и кассовым методом, отразим основные выводы в таблице.

Таблица

Метод начисленияКассовый метод
Предполагает признание доходов или расходов по факту осуществления юридически обоснованных действий, за которыми должны следовать финансовые расчеты (но без принятия во внимание момента их осуществления)Предполагает признание доходов или расходов по факту осуществления финансовых расчетов, за которыми должны следовать юридически обоснованные действия — поставка товара, выполнение работ, услуг (но без принятия во внимание момента их реализации)
Может применяться всеми организациямиМожет применяться организациями со средней ежеквартальной выручкой, не превышающей 1 млн руб., в течение 4 кварталов подряд

Источник: https://honeymarketing.ru/blog/poleznoe-i-interesnoe/chem-kassovyy-metod-otlichaetsya-ot-metoda-nachisleniy/

Различия между методами исследования и методологией исследования 2020

Чем метод отличается от методики

Человечество постоянно пытается улучшить мир посредством исследований, систематической основы, которую мы используем для достижения новых знаний, добавления к существующим знаниям и разработки новых процессов и методов [i].

Однако для проведения исследований исследователь должен применять методы исследования. Эти методы исследования – это стратегии, инструменты и методы, используемые исследователем для сбора соответствующих доказательств, необходимых для создания теорий [ii].

Следовательно, эти методы исследования должны быть достоверными, достоверными и надежными. Это достигается путем написания звуковой методологии, которая состоит в систематическом и теоретическом анализе вышеуказанных методов исследования.

Методология позволяет исследователю оценивать и проверять строгость исследования и методы, используемые для получения новой информации.

Методы исследования составляют лишь один компонент многомерной методологии исследования. Для исследователей важно различать методы и методологию для реализации хорошей науки. Таким образом, цель следующей статьи состоит в том, чтобы прояснить сходства и различия этих двух концепций в целях дальнейшего содействия научным знаниям и практике.

Методы исследования

Процесс исследования состоит из шагов, которые необходимо выполнить для эффективного проведения исследований. Наиболее важные аспекты исследовательского процесса перечислены ниже:

  • Разработать исследовательскую задачу
  • Провести обширный обзор литературы
  • Разработайте гипотезу или вопрос исследования
  • Составьте соответствующие исследования и образцы образцов
  • Собирать данные и проводить анализ
  • Проверьте гипотезу
  • Интерпретация и обсуждение
  • Делать выводы на основе данных

Все методы, процедуры и инструменты, используемые для сбора и анализа информации в процессе исследования, в совокупности называются методами исследования.

Другими словами, методы исследования – это способы, с помощью которых исследователи получают информацию и находят решения проблемы исследования. Все методы, используемые в ходе исследования, называются методами исследования.

Они включают численные схемы, экспериментальные исследования, теоретические процедуры, статистические подходы и т. Д. В методах исследования есть три основные группы:

  • Первая группа, который включает все методы, связанные с сбором данных;
  • Вторая группа, который включает все статистические методы, используемые для создания связей между переменными; а также
  • Третья группа, который включает в себя те методы, которые используются для оценки точности результатов.

Вторая группа и три группы обычно включают аналитические методы [iii]. Основными типами методов исследования являются:

  1. Исследовательские исследования, которые помогают выявить проблему;
  2. Эмпирические исследования, в которых используются эмпирические данные для изучения возможности решения; а также
  3. Конструктивные исследования, в которых анализируются теории.

Вышеуказанные методы исследования можно разделить на 4 категории: концептуальные исследования, количественные исследования, прикладные исследования и описательные исследования.

Следовательно, исследовательские методы охватывают качественные и количественные проекты, а также соответствующие инструменты сбора данных, такие как обсуждения в фокус-группах, опросы, интервью, систематические наблюдения, методы отбора проб и т. Д. Основная цель методов исследования – найти решения, которые проблема исследования.

Соответственно, методы исследования более полезны для более поздних этапов исследовательского проекта, когда пришло время делать выводы [iv].

Подводя итоги, методы исследования включают все стратегии, процессы и методы, используемые исследователем или исследователем в ходе их исследовательского проекта для успешного начала, выполнения и завершения исследования. Более того, методы исследования – это только одна грань многомерной концепции, известной как методология исследования.

Методология исследования

Вышеупомянутая концепция определяется как наука, лежащая в основе методов, используемых для получения знаний. Другими словами, методология – это изучение используемых методов и обоснование того, почему эти конкретные методы были использованы. Это способ систематического решения исследовательской задачи (т. Е.

Анализ логики шагов, предпринятых исследователем для ответа на указанный исследовательский вопрос). Раздел методологии в любом исследовании служит для объяснения способов получения результатов (т. Е. Используемых методов исследования и способов анализа результатов, чтобы позволить читателю критически оценить методы исследования).

Методология исследования обеспечивает всеобъемлющую теоретическую и философскую структуру, которая используется в начале проекта для объяснения функционирования и обоснования выбранных методов исследования, а также для руководства процессом исследований.

Что еще более важно, методология любого исследовательского проекта имеет решающее значение для поддержания надежных методов и результатов исследований, что добавляет ценность результатов и интерпретаций [v]. Методология требует рассмотрения следующих аспектов:

  • нахождение подходящего метода исследования для выбранной задачи,
  • обнаружение точности результатов выбранного метода и
  • обеспечивая эффективность метода исследования.

Таким образом, хорошо написанная методология должна делать следующее:

  • Ввести и объяснить причины общего методологического подхода (качественного, количественного или смешанного метода), используемого для исследования,
  • Укажите, как методы исследования применимы к исследованию,
  • Опишите конкретные методы сбора данных,
  • Предоставьте достаточное объяснение методов и процедур анализа данных и
  • Представьте обоснование выбранных методов исследования.

Для того, чтобы исследование было релевантным, исследователь должен знать методы исследования, а также методологию. Исследователи должны быть осведомлены о разработке определенных тестов, а также иметь возможность вычислять среднее, режимное, медианное и стандартное отклонение и т. Д.

Кроме того, исследователи должны знать, как и когда применять определенные методы исследования для того, чтобы выяснить, какие методы применимы к проблемам исследования. Решения, лежащие в основе разработки методологии, должны быть четко объяснены, а обоснования обоснованы для того, чтобы исследование было подвергнуто критическому анализу и оценке другими [vi].

Поэтому методы исследования представляют собой только один компонент многомерной концепции методологии исследования.

Различия между методами исследования и методологией исследования

методыметодология
Определяются как методы или методы, которые используются для сбора фактических данных и проведения исследований.Предоставляет объяснение и обоснование методов, используемых в указанных исследованиях.
Привлекает проведение опросов, интервью, экспериментов и т. Д.Привлекает приобретение знаний, связанных с различными методами, используемыми для проведения исследований, таких как опросы, интервью, эксперименты и т. Д.
задача – найти решения проблем исследования.Основная цель – использовать правильные процедуры для поиска решений проблем исследования.
Узкий объем практики (т. Е. Состоит из различных стратегий исследований, методов, методов, инструментов и т. Д.),Значительно более широкий круг практики, включающий методы исследования.
Используется на более поздних этапах исследований.Используется на начальных этапах исследования.

Заключение

Необходима методология для систематического решения проблемы исследования путем анализа логики реализации различных методов исследования. Использование четкой методологии делает ее надежной, воспроизводимой и правильной. Чтобы производить исследования, которые являются систематическими, логичными и воспроизводимыми, исследователи требуют глубокого знания методологии исследования.

Методы исследования – это только одна из разновидностей методологии исследования и предоставляют возможность найти решения проблем исследований.

Однако методы исследования являются основным направлением для проведения исследований, а методология исследовательского проекта укоренена в использовании методов исследования.

С учетом сказанного можно с уверенностью предположить, что оба явления зависят от существования другого.

Источник: https://ru.esdifferent.com/the-differences-between-research-methods-and-research-methodology

Чем отличается метод от методики: описание и отличия

Чем метод отличается от методики

Каждый из нас много раз слышал такие понятия, как метод или методика. Но не многие могут знать, что они тесно связаны между собой, а иногда могут думать, что это слова синонимы.

Следует знать, что метод дополняется методикой подхода к задаче.

Следует учитывать, что при выборе того или иного метода решения какой-либо задачи, необходимо следовать определенной методике разрешения определенной ситуации.

Понятие метода и методики

Метод является способом движения цели или решения определенной задачи. Его можно описать всеми взглядами, приемами, способами и операциями, которые тесно связаны между собой и создают некую сеть.

Их целенаправленно применяют в деятельности или в процессе обучения. Главными причинами выбора метода является мировоззрение человека, а также его цели и задачи.
Методы, в свою очередь, могут иметь свои группы.

Они бывают:

  1. Организационные.
  2. Эмпирические.
  3. Обработки данных.
  4. Интерпретационные.

Организационные методы – это группа, которая включает в себя комплексные, сравнительные и лонгитюдные методы. Благодаря сравнительным методам можно изучать объекты по их признакам и показателям.

Лонгитюдные методы позволяет обследовать одну и туже ситуацию, либо один и тот же объект на протяжении определенного количества времени. Комплексный метод включает в себя рассмотрение объекта и его исследование.

Эмпирические методы, прежде всего, наблюдение и эксперименты. Также к ним относятся беседы, тесты и тому подобное, метод анализа, оценивания и продукты деятельности.

К методу обработки данных относят статистический и качественный анализ ситуации или объекта. В интерпретационный метод входит группа из генетического и структурного методов.

Каждый из выше перечисленных методов выбирается от применяемой методики. Каждая деятельность человека может содержать в себе тот или иной метод при принятии решения.

Каждый из нас принимает решение, как поступить в конкретной ситуации, основываясь на внешних факторах и признаках. Мы оцениваем происходящее и стараемся выбирать правильные последующие шаги с максимальной выгодой и минимумом негатива.

Никто не хочет проигрывать и поэтому делает все, чтобы этого не произошло.

Методика, в свою очередь, определяется совокупностью всех приемов и методов при обучении или проведения некой работы, процесса, а также выполнения чего-либо. Это наука, которая может помочь воплотить любые методы.

Она содержит в себе различные способы и организации, при которых взаимодействуют исследуемые объекты и субъекты, применяя конкретный материал или процедуры. Методика позволяет подобрать нам наиболее подходящий к ситуации метод, что позволит двигаться дальше, а также развиваться.

Еще она позволяет ориентироваться в той или иной ситуации, что дает возможность двигаться в правильном направлении и выбирать правильный метод для решения проблемы.

Отличие метода от методики

Методика включает в себя больше конкретики и предметной характеристики, нежели метод.

Говоря другими словами, данная наука может предоставить хорошо продуманный, адаптированный и подготовленный алгоритм действий, который позволит решить определенную задачу.

Но при этом, такая четкая последовательность действий определяется выбранным методом, который характеризуется своими принципами.

Главным отличительным признаком методики от метода является более детальные приемы и применяемость их к задаче. Способы решения более детализированы, что позволяет исследователю выбрать правильный метод и воплотить задуманное в реальность.

Другими словами, благодаря методике воплощается метод.

Если человек будет выбирать подходящий метод для решения той или иной задачи, основываясь на комплексе определенных методов, то у него появится несколько приемов для решения, а также он станет более гибким в подходе к данной ситуации.

Такого человека тяжело будет загнать в тупик, так как он будет готовым ко всему. Итак, метод не более, чем выбор направления на правильный путь к успешному решению проблемы, выхода из неприятной ситуации или успеху в целом.

Помимо этого, нужно еще мастерски его применить. Это позволить выжать максимум из любой ситуации, при этом допуская минимум погрешностей.

Поэтому, необходимо правильно выбрать методику решения, опираясь на выбранный метод, который позволит найти правильный путь и открыть глаза на происходящее.

Источник: https://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsya-metod-ot-metodiki-opisanie-i-otlichiya/

Соотношение методологии и методики исследования

Чем метод отличается от методики

Определение 1

Методология исследования – это организация деятельности исследователя, которая состоит из определения предмета и цели исследования, выбора методов и средств, направленных на получение результата.

Для того чтобы соотнести методологию и методику исследований, необходимо обратиться к определению понятий. В основе всего лежит метод, под методом понимают способ достижения определённой цели, которая необходима для решения задач. С. Л. Рубинштейн говорил, что метод — это способ познания, с помощью которого можно познать предмет науки.

Методика

Определение 2

Методика – это совокупность методов и приемов обучения или освоения чего-то либо методов целесообразного проведения работы.

Воплощением метода является любой выработанный способ организации взаимодействия объекта и субъекта исследования на базе определенной процедуры.

Методика, так или иначе, затрагивает все этапы исследования, начиная с наблюдения и сбора материала и заканчивая интерпретацией результатов изученного явления. Важно понимать, что даже самый лучший метод может не дать необходимых результатов без правильной методики.

  • Курсовая работа 480 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Методология

Определение 3

Методология – это учение о методе познания или его совокупности, применяемой в какой-либо науке.

Во второй половине ХХ века методология становится самостоятельной областью изучения, она начинает развиваться отдельно от философии и других специальных дисциплин. Методология становится самостоятельной областью, важным направлением которой является увеличение научного знания.

У понятия «методология» есть два значения.

  1. Методология – способы и приемы, применяемые в какой-либо сфере.
  2. Методология – учения о этой системе, теория метода в действии.

Методология создана, чтобы научить исследователя получать наиболее истинный результат, исследовать внутренние механизмы, логику и организацию знания, учит выявлять законы научного знания.

С помощью методологии можно понять то, как именно надо использовать полученные знания и как с их помощью можно добыть новые. Чем сложнее процессы и явления научного познания, и чем сильнее необходимость выбора путей их развития, тем сильнее и продуктивнее идёт развитие методологии.

Три уровня методологии

В настоящее время принято различать три связанных между собой уровня методологии – общенаучную, частную и философскую. Самым высоким и самым общим уровнем является философская методология, которая главным образом опирается на принципы и законы диалектики, которые развивали Платон, И. Кант, Г. Гегель и др.

Общенаучная методология представляет собой обобщение методов и принципов изучения процессов и явлений разными научными дисциплинами. К общенаучным способам исследования относят – эксперимент, наблюдение.

В свою очередь частная методология включает методы конкретных наук, например, математические, они же соотносятся с общенаучной и философской методологиями и могут заимствоваться другими науками.

Взаимосвязи методики и методологии

Есть ли взаимосвязи у методологии и методики? Рассмотрим, что из себя представляет методология и методика социологического исследования.

Определение 4

Методология социологического исследования – это методы, использующиеся при проведении различных социологических исследований или опросов.

Методология исследования направлена на изучение выборки отдельных единиц населения, связанные с ними методы сбора информации. Методология социологического исследования состоит из процедур и инструментов, ставящие вопросы, на которые можно получить ответ или которые могут остаться без ответа.

Социологическая методология как область социологического знания сформировалась в XX веке, а направления в ней появились только ближе к середине века, они отличались по онтологическим основаниям социологических исследований, по подходам, которые в таких исследованиях применяли, по методам, которые стали предметом самой социологической методологии.

Адаптация самых общих положений и принципов, которые представляют собой основу социологии к особенностям изучаемых процессов или явлений, нашла свое отражение в методике социологических исследований.

Определение 5

Методика социологического исследования – это совокупность операций, процедур формирования социальных фактов, их обработка и анализ.

Методика исследований представляет собой совокупность приемов, навыков и умений, направленных на организацию и проведение исследования, к примеру, составление анкет.

Методологический раздел программы социологического исследования содержит следующие элементы – проблемная ситуация, объект, предмет, цели задачи исследования, интерпретацию основных понятий, выдвигается гипотеза, Определение выборочной совокупности, которая обследуется, генеральная совокупность и выборка.

Методика и методология – это два взаимодействующих атрибута науки. При этом методология определяет содержание и характер методики, а не наоборот. «Методика по сути является служанкой методологии».

Методология исследования определяет выбор конкретных методов и далее – методик.

Под исследовательской методикой понимают конкретизацию определенного метода для решения частных, локальных задач; методика – это «совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь».

Выводы

Многие начинающие исследователи, в особенности студенты не различают методику и методологию и считают, что это одно и тоже, в итоге сталкиваются с трудностями при постановке проблемы научного исследования, собирая в кучу и методы и методику, и методологию, несмотря на то, что методика и методология имеют тесные связи, они все же представляют собой не одно и то же.

Таким образом, методология, метод и методика это очень тесно связанные между собой и взаимодополняющие друг друга понятия. В каждом конкретном случае выбор определенного методологического принципа, зависит только от исследователя, а также от целей и задач самого исследования.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/metodologiya_ponyatie_funkcii/sootnoshenie_metodologii_i_metodiki_issledovaniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.